Местные про него любят рассказывать цитатами из "Золотого теленка" и байками с участием царя-батюшки. И то и другое мало похоже на правду, а порой не вяжется даже с логикой. Но это никого не волнует. Ведь главный мотив таких историй привлечь внимание к городу, сделать его, если не центром цивилизации, то уж по крайней мере местом, в котором кроме вокзала есть еще что-то интересное.
Промоушн получается так себе. Да и трудно про Жмеринку придумать что-нибудь более увлекательное, чем вокзал. Он - самая яркая страница городской истории и начало всех начал.
Его появление стало неизбежным результатом развития Юго-Западной железной дороги. Уже самая первая её ветка Киев - Балта шла через дубовый лес разделяющий два хутора - Большая и Малая Жмеринка. Где-то между ними и надо было строить станцию. К моменту, когда новая транспортная развязка, соединила Киев с Одессой, Могилёвом-Подольским и Волочиском простенького незамысловатого сооружения уже не хватало для господ отъезжающих.
Поэтому европейские инвесторы, активно осваивавшие просторы Украины с помощью рельс и шпал, решили обустроить нечто в духе вечных ценностей. Что подкупает в их подходе к делу, так это желание обойтись местными кадрами.
Инженер Зиновий Журавский из Киева оказался вполне приемлемой кандидатурой на роль главного архитектора. Здание с ренессансными формами и элементами только нарождающегося украинского модерна было его заслуга. Он же наблюдал за ходом строительных работ.
А в 1902 году команда зодчих усилилась недавними выпускниками Петербургской академии искусств Иваном Беляевым и Валерианом Рыковым, которые довели проект до стилистического совершенства.
Тогдашние газеты писали о сходстве здания с вокзалом столицы Баварии. Если посмотреть на старые фото Мюнхена, то в композиции действительно есть общие черты. Но в деталях #Жмеринка явна давала фору своему европрототипу.
На архитектурное чудо, правда еще не завершенное, приезжал посмотреть даже сам государь-император. Был впечатлён. И одного этого хватило для того, чтобы пустить гулять по свету байку про его неожиданный способ выражения восторга. Якобы, Николай 2, глядя на изящное сооружение, бросил: "Вот сукин сын!" А господин Журавский подумал, что дело дрянь и чуть ли не в тот же день застрелился. На самом деле обошлось без жертв. 1 сентября 1904 года вокзал открылся.
Известно, что авторским замыслом было предусмотрено здание в виде величественного корабля. Если развивать эту образную линию дальше, то можно вспомнить и про #"Титаник". Во всяком случае такие внутренние помещения вокзала, как ресторан и зал для высоких гостей с отдельным выходом на платформу, вполне соответствовали стандартам роскоши.
Не удивительно, что в годы гражданской войны именно здесь размещал свой штаб и личные апартаменты известный революционер-налётчик Григорий #Котовский. Здесь же, спасаясь от большевиков, временно швартовался руководитель Украинской Народной Республики Симон Петлюра.
До Первой мировой войны под ажурным навесом вокзала часто можно было видеть изысканных дам прогуливающихся в сопровождении кавалеров. Это потом, уже гораздо позже, появилась иного рода романтика. У проезжающих транзитом пассажиров всегда славились жмеринские пирожки и кукуруза.
Климент Ворошилов, говорят, любил заказывать в свой начальственный вагон сливки и кефир местного молочного комбината. А некоторые старожилы советской узловой станции с ностальгией вспоминают времена бутлегерства. Благоприятную среду для этого создавали идущие из Молдавии цистерны вин. Их манящий аромат разносился в часы стоянки далеко за пределами вокзала, чем и привлекал любителей "нетрудовых доходов".
Многие до сих пор удивляются, что бурная жизнь и войны, в центре которых не раз оказывалась Жмеринка, не смогли нарушить стройный архитектурный ритм вокзала-дворца. Он всегда переносил лихолетье с минимальными потерями.
ЧИТАЙТЕ ЛУЧШЕЕ НА "АРХИСТОРИИ":
Но в 1954 году железнодорожное начальство решило, что всё-таки пора обновить здание. В результате масляной казенной краской были закрашены не только потолки и стены, но и деревянные панели.
А в ресторане так называемые альфрейные работы уничтожили оригинальную цветовую гамму помещения. Только в середине 80-х появился более осмысленный подход к реставрации. Был выделен большой бюджет, проведены изыскания... Но развал СССР оставил начинание незавершенным.
У тех, кто видел Жмеринский вокзал на рубеже третьего тысячелетия он вызывал смешанные чувства. Изящество и красота здания по-прежнему заставляли восхищаться, а его состояние вызывало всё большее опасение. Отпадали крупные фрагменты штукатурки, начал крениться и разрушаться навес, из-за аварийного состояния закрывались целые залы, включая ресторан.
Сооружение во многом спасло то, что оно регулярно попадало в список самых красивых вокзалов Европы. В конце концов нашлись и деньги и специалисты, чтобы взяться за его обновление всерьёз и по-настоящему. В результате многим помещения вернули первоначальный облик. А в 2013 году жители Жмеринки увидели своего любимца в новом гордом костюме, соответствующем статусу и репутации.
Увы, торговая стихия не даёт возможности продемонстрировать его во всем богатстве и разнообразии. Градообразующая роль вокзала остаётся непреходящей, поэтому к нему липнут и самые безобразные магазины и самые невероятные истории.
Остап #Бендер на привокзальной площади - наиболее удачное воплощение своеобразного местного менталитета. Как известно, великий комбинатор говорил, что волны Атлантического океана разбиваются о последний город на земеле Шепетовку. Но в Жмеринке, даже вопреки Ильфу и Петрову, придерживаются другого мнения. Догадайтесь какого?
ОЦЕНИТЕ ПУБЛИКАЦИЮ И ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ!
ЭТО ПОЗВОЛИТ ВАМ ЧИТАТЬ И СМОТРЕТЬ СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ "АРХИСТОРИИ".
ЭТО ИНТЕРЕСНО И ПОЗНАВАТЕЛЬНО - СМОТРИТЕ ВИДЕО НА "АРХИСТОРИИ":