Найти тему
Наталья Швец

Меч Османа. Часть 12

 Баязид в клетке на пиру у Тамерлана. Шпалера из серии "История Баязида и Тамерлана". Фландрия. Антверпен. 1673-1699 гг. Шерсть, шелк. Эрмитаж.
Баязид в клетке на пиру у Тамерлана. Шпалера из серии "История Баязида и Тамерлана". Фландрия. Антверпен. 1673-1699 гг. Шерсть, шелк. Эрмитаж.

Одно время молодой Сулейман никак не мог понять, почему почти сто лет никто из правителей Османской империи не заключал никях. Ведь поначалу, и он об этом не раз читал в старых документах, султаны имели законных жен. Причем они были не только из знатных мусульманских семей, но и дочери правителей соседних христианских государств.

Он очень удивился, когда узнал от своего учителя, что именно в гареме султана Орхана, сына основателя династии Османа, впервые появились дочери византийского императоров Андроника III и Иоанна VI Кантакузина Аспорча-хатун и Феодора Кантакузина. Естественно, желанием самих девушек никто не интересовался. Впрочем, избранницы прекрасно понимали — этот брак с правителем, набирающего мощь, мусульманского государства несет определенную выгоду стране, которая постоянно подвергается набегам. Ведь теперь в случае необходимости и по подсказке своих родителей славянские султанши могли влиять на политику государства и оберегать свою родину от нашествий...

Все изменилось после той ужасной истории пленения султана Баязида I Молниеносного. Шехзаде откровенно недоумевал — зачем предок отправился в поход, прихватив с собой любимую жену, славянку Оливеру и двух маленьких дочерей! Сидели бы спокойно в укрепленном дворце и ждали бы развязки сражения. Зачем было подвергать любимых существ ненужному риску? Так нет же, никого слушать не стал и что в результате?

Если верить легенде, то Баязид I скончался совсем молодым, не выдержав унижения. Он выпил яд, который имелся в перстне. Ведь его прекрасную Оливеру грозный Тамерлан заставил прислуживать своим воинам на пиру в обнаженном виде. Только сам Сулейман не верил этому. Настоящие воины, а железный Хромой был именно таким, всегда ведут себя благородно. Поэтому он думает, что все это выдумка и ничего более. Хотя с другой стороны, все могло быть… Опять же, если верить сохранившимся письмам, предок вел себя поначалу не очень красиво, писал Тамерлану гадости и открыто оскорблял. Так что наказание получил заслуженно.

Но один факт имеет место быть — султанских дочерей Пашу-Мелек и Оруз-хатун потом выдали замуж за полководцев завоевателя. Старшую — за Шемсуддина Мухаммеда, сына Джелаледдина Ислама, военачальника на службе у Тамерлана, а младшей суждено было стать женой внука завоевателя Абу Бакра-мирзу, сына Миран-шаха. С самой Оливерой Тамерлан поступил достаточно благородно — сразу после смерти султана разрешил отбыть на родину в далекую Сербию, где женщина жила долго и праведно....

Как бы там ни было, официально считается, что именно после этого случая с султаном Баязидом в Османской империи было запрещено заключать браки со своими наложницами.

Итак, брак, то есть никях, султаны не заключали сто лет. Что же до Сулеймана, то он не сомневался — основная причина, по которой его предшественники не женились, скрывалась в другом: правитель не должен иметь родственников, которые могли оказывать влияние на дела государства и его политику.

Публикация по теме: Меч Османа. Часть 11

Начало по ссылке

Продолжение по ссылке