Найти тему
Арина Вышивает

Старинные сэмплеры Дон Брэдфорд

Приветствую вас на моем маленьком вышивальном канале!

Здесь я публикую свои впечатления от моих уже готовых работ, ожидания от тех, которые мне еще предстоят, и другие статьи на околовышивальную тематику.

Когда я разыскивала весенний выпуск журнала Treasures in Needlework, меня главным образом интересовала дизайнер Сэнди Ортон - хотелось узнать о ней побольше. Однако, когда я пролистала весь журнал, меня также захватила и статья о Дон Брэдфорд - коллекционере и дизайнере старинных сэмплеров.

Обложка журнала Treasures in Needleworks, весна 1993, фото автора
Обложка журнала Treasures in Needleworks, весна 1993, фото автора
Предупреждение. Я - не профессиональный переводчик, а просто немного знаю английский. Так что не стреляйте в пианиста, он играет как умеет.

Старинные, сделанные вручную вещи занимают особое место в сердце Дон Брэдфорд - любительницы истории, рукодельницы и коллекционера. Тронутый временем антиквариат в стиле "кантри" придает уют комнатам ее загородного дома в Северной Каролине. Это и резная овечка, глазеющая на всех с книжной полки, и жизнерадостные, подмигивающие и улыбающиеся Санта-Клаусы, выстроенные в рядна камине в ее гостиной.

Однако наибольшее удовольствие Дон получает от своей коллекции старинных сэмплеров, которые развешены по всему дому. Нежно сочетание оттенков, назидательные девизы и причудливые детали -каждая из этих девичьих школьных работ по рукоделию открывает крошечное окно в прошлое - и Дон любит заглядывать внутрь. «Мне нравится сидеть здесь, смотреть на сэмплер, и гадать, чем занималась эта маленькая девочка, или откуда она пришла, и что она думала, когда она вышивала какую-то конкретную часть», - говорит она.

Увлечение Дон сэмплерами имеет множество граней. Она начала вышивать сэмплеры еще в конце 1970-х, разрабатывая простые дизайны для канвы Аида кремового оттенка. Вскоре она заменила основу для вышивки, перейдя с Аиды на лен. Она вышивала прекрасные репродукции [старинных сэмплеров], увлекшись историей рукоделия. Когда источник со старинными сэмплерами иссяк, чтобы занять себя, Дон основала компанию Sheepish Designs, чтобы создавать свои собственные схемы.

Примерно в то же время Дон купила свой первый предмет антиквариата- сэмплер «Эдемский сад» 1813 года, который она нашла, делая покупки с друзьями.

По мере роста ее дизайнерского бизнеса росла и любовь Дон к старинным сэмплерам и традициям, которые они олицетворяют.

За семь лет она собрала коллекцию из более чем 20 американских и английских работ, от сэмплера1736 года до экспоната с цветами, вышитого в 1839 году.

Дон Брэдфорд в окружении своей коллекции и собственных разработок. Обратите внимание на ее домашний компьютер - это теперь тоже предмет коллекционирования:) Фото автора
Дон Брэдфорд в окружении своей коллекции и собственных разработок. Обратите внимание на ее домашний компьютер - это теперь тоже предмет коллекционирования:) Фото автора

Личная коллекция

Коллекция Дон является источником вдохновения для любой рукодельницы, которая жаждет овладеть кусочком прошлого. В то время, когда некоторые старинные сэмплеры продаются за шестизначные суммы, Дон с готовностью признает, что не стремится к экспонированию образцов музейного качества. Вместо этого она покупает вещи, которые может себе позволить, но которые, тем не менее, трогают ее сердце.

«Я стараюсь приобретать сэмплеры, которые когда-нибудь смогу воспроизвести. Однако обычно я вижу какой-то сэмплер, и все мои предыдущие намерения идут прахом:[поскольку] в этом[сэмплере] есть что-то, что меня захватывает», - говорит Дон. «Я предпочитаю как можно более красочные[сэмплеры] или с привлекательными мелкими деталями».

В результате получилась разнообразная и очень личная коллекция. Некоторые из ее сэмплеров представляют собой простые элементы - упражнения с буквами и цифрами, которые готовили девочек к тому, чтобы[впоследствии] маркировать домашнее белье. Однако большинство из сэмплеров живописны, богаты на цветочные бордюры, причудливых животных и архитектурные сооружения. Некоторые из сэмплеров содержат сцены из райского сада, противопоставляя причудливых существ мрачным стихам. Еще один сэмплер передает ощущение сказочного леса, где великолепные олени резвятся среди колючих деревьев.

Демонстрируя свои сокровища друзьям, Дон неизменно указывает на причудливые элементы в ее коллекции: "скромно одетые" Адам и Ева; крохотное улыбающееся солнце; миниатюрные пряничные человечки, образующие бордюр для всего сэмплера.

Хотя ученицы и работали по образцам, выбранным учителем, личность ребенка проявляется в индивидуальных приукрашиваниях и ошибках. В одной из сцен «Эдемского сада» последнее слово библейского стиха так сжато, что его размер наполовину меньше остальных. Это слово - «голый». Дон считает это милой ошибкой: «Как будто маленькая девочка стеснялась вышивать [это] слово», - смеется она.

Хотя мотивы сэмплеров и разнообразны, у коллекции Дон есть одно неизменное правило: «Я ищу как можно больше [различных] цветов [в сэмплере]», - говорит она. Один из сэмплеров, шотландского происхождения, настолько ветхий, что расползается ткань. Тем не менее, он сохраняет свой ярко-красный цвет. «Он разваливается, - размышляет Дон, - но нельзя допустить, чтобы что-то подобное потерялось».

Льняные полотна [сэмплеров]наполнены мягкими красными, зелеными, коричневыми, золотыми и синими оттенками. Частенько ярко-вышитые буквы "перепрыгивают" через друг друга - например, в алфавите 1736 года буквы «V» и «U», вышиты в обратном порядке.

Алфавитный сэмплер 1736 года из коллекции Дон Брэдфорд, фото из журнала автора
Алфавитный сэмплер 1736 года из коллекции Дон Брэдфорд, фото из журнала автора

Продолжение статьи в одном из следующих постов. Следите за обновлениями!

Вторая и третья части статьи.

Мои другие статьи о сэмплерах:

"Сбор меда " и "Розовый сад" от Сэнди Ортон

Сэмплер "Дедулина Мастерская"

"Американский сэмплер"

Благодарю вас, что дочитали до конца! Впереди еще много историй о моих работах! До новых встреч!

P.S. Ваши лайки дарят мне вдохновение, а комментарии - заставляют писать еще:)