Найти тему

ЕГЭ по русскому языку: конструктор для написания сочинения. Часть 3

Оглавление

В этой статье - непосредственно сам конструктор, содержащий смысловые части сочинения, речевые клише или подсказки.

В оригинале третья часть представлена у меня в виде таблицы, но статья в Дзене, к сожалению, такой формат не поддерживает, поэтому даю ее в текстовом варианте.

Первую и вторую части вы можете найти по ссылкам.

Часть 3. Структура сочинения и клише

1. Проблема

(ФИО) ставит / выдвигает проблему (чего?) ________________

ИЛИ

Что (как, почему, зачем, какой, ли) __________? Над этим вопросом размышляет (ФИО).

2. Комментарий 1

Переход и связка

От первой части ко второй необходим логический переход. Если вы здесь же решили обозначить и смысловую связь между первым и вторым комментарием, то можно использовать такие клише:

  • Раскрывая проблему, автор противопоставляет…
  • Раскрывая проблему, автор сравнивает (сопоставляет)…
  • Раскрывая проблему, автор рассказывает о двух (героях, случаях, событиях)…
  • Раскрывая проблему, автор размышляет о том… и о том…

Если смысловая связь у вас будет между комментариями, то в этом месте сочинения делайте просто переход от первого абзаца ко второму при помощи такого клише:

  • Раскрывая проблему, автор рассказывает (повествует, рассуждает, размышляет, описывает)…

Далее следует сам комментарий. Клише

Комментарий - это:

- краткий пересказ;

- анализ;

- мини-вывод.

Чтобы сделать из пересказа комментарий, используйте такие клише:

ФИО (автор, писатель, публицист, он)

  • отмечает
  • подчёркивает
  • заостряет внимание
  • анализирует
  • отмечает важность
  • обеспокоен
  • цитирует
  • приводит пример

НЕ забудьте сделать мини-вывод из первого примера. Клише для мини-вывода:

  • Мы видим (понимаем), что (как, насколько, почему, для чего)…

3. Комментарий 2

Между второй и третьей частью нужно сделать переход и обозначить смысловую связь (если вы этого не сделали перед первым комментарием). Можно воспользоваться такими фразами:

  • Формулируем вопрос и дальше пишем: "На этот вопрос дает ответ автор. Он считает, что…"
  • Эти события (это наблюдение, этот факт, эта ситуация) заставляют автора задуматься о… (наталкивает автора на размышления о…);
  • Совсем по-другому поступает (ведет себя)…

Далее снова следует сам комментарий и мини-вывод. Клише для них такие же, как для первого (повторяться не буду).

4. Смысловая связь

Комментируем смысловую связь между примерами. Можно это сделать таким образом:

  • Оба приведенные мною примера свидетельствуют о том, что…
  • Оба примера позволяют автору раскрыть тему… и привлечь внимание читателя к важной проблеме…
  • Это противопоставление (сравнение) помогают нам понять...

5. Авторская позиция

Автор (писатель, публицист или ФИО) считает, что…

ИЛИ

Авторская позиция такова: …

6. Собственная позиция

Нельзя не согласиться с этой позицией, так как ____.

ИЛИ

Я разделяю точку зрения автора, поскольку _____.

Далее необходимо обосновать свое мнение. Это можно сделать двумя способами: привести конкретный пример или продолжить развивать мысль автора своими размышлениями.

Клише для конкретного примера:

Приведу пример из жизни (книги, кино). Краткое описание ситуации. Анализ ситуации. Мини-вывод.

Возможные направления для собственного размышления:

Чтобы…, надо…

Если …, то…

Вопрос – ответ на него.

7. Вывод

Завершая свое рассуждение, отмечу: _____.

Возможные направления для вывода: надо; следует; нельзя; было бы хорошо, если бы … ; нам надо задуматься о … ; каждый из нас может … .

Другие идеи для уроков на канале "Учительская мастерская".