В этой статье - непосредственно сам конструктор, содержащий смысловые части сочинения, речевые клише или подсказки.
В оригинале третья часть представлена у меня в виде таблицы, но статья в Дзене, к сожалению, такой формат не поддерживает, поэтому даю ее в текстовом варианте.
Первую и вторую части вы можете найти по ссылкам.
Часть 3. Структура сочинения и клише
1. Проблема
(ФИО) ставит / выдвигает проблему (чего?) ________________
ИЛИ
Что (как, почему, зачем, какой, ли) __________? Над этим вопросом размышляет (ФИО).
2. Комментарий 1
Переход и связка
От первой части ко второй необходим логический переход. Если вы здесь же решили обозначить и смысловую связь между первым и вторым комментарием, то можно использовать такие клише:
- Раскрывая проблему, автор противопоставляет…
- Раскрывая проблему, автор сравнивает (сопоставляет)…
- Раскрывая проблему, автор рассказывает о двух (героях, случаях, событиях)…
- Раскрывая проблему, автор размышляет о том… и о том…
Если смысловая связь у вас будет между комментариями, то в этом месте сочинения делайте просто переход от первого абзаца ко второму при помощи такого клише:
- Раскрывая проблему, автор рассказывает (повествует, рассуждает, размышляет, описывает)…
Далее следует сам комментарий. Клише
Комментарий - это:
- краткий пересказ;
- анализ;
- мини-вывод.
Чтобы сделать из пересказа комментарий, используйте такие клише:
ФИО (автор, писатель, публицист, он)
- отмечает
- подчёркивает
- заостряет внимание
- анализирует
- отмечает важность
- обеспокоен
- цитирует
- приводит пример
НЕ забудьте сделать мини-вывод из первого примера. Клише для мини-вывода:
- Мы видим (понимаем), что (как, насколько, почему, для чего)…
3. Комментарий 2
Между второй и третьей частью нужно сделать переход и обозначить смысловую связь (если вы этого не сделали перед первым комментарием). Можно воспользоваться такими фразами:
- Формулируем вопрос и дальше пишем: "На этот вопрос дает ответ автор. Он считает, что…"
- Эти события (это наблюдение, этот факт, эта ситуация) заставляют автора задуматься о… (наталкивает автора на размышления о…);
- Совсем по-другому поступает (ведет себя)…
Далее снова следует сам комментарий и мини-вывод. Клише для них такие же, как для первого (повторяться не буду).
4. Смысловая связь
Комментируем смысловую связь между примерами. Можно это сделать таким образом:
- Оба приведенные мною примера свидетельствуют о том, что…
- Оба примера позволяют автору раскрыть тему… и привлечь внимание читателя к важной проблеме…
- Это противопоставление (сравнение) помогают нам понять...
5. Авторская позиция
Автор (писатель, публицист или ФИО) считает, что…
ИЛИ
Авторская позиция такова: …
6. Собственная позиция
Нельзя не согласиться с этой позицией, так как ____.
ИЛИ
Я разделяю точку зрения автора, поскольку _____.
Далее необходимо обосновать свое мнение. Это можно сделать двумя способами: привести конкретный пример или продолжить развивать мысль автора своими размышлениями.
Клише для конкретного примера:
Приведу пример из жизни (книги, кино). Краткое описание ситуации. Анализ ситуации. Мини-вывод.
Возможные направления для собственного размышления:
Чтобы…, надо…
Если …, то…
Вопрос – ответ на него.
7. Вывод
Завершая свое рассуждение, отмечу: _____.
Возможные направления для вывода: надо; следует; нельзя; было бы хорошо, если бы … ; нам надо задуматься о … ; каждый из нас может … .
Другие идеи для уроков на канале "Учительская мастерская".