Вспоминая о бурной молодости и учебе в ФРГ в 2002-2008 гг, хотел написать про эту работенку в немецких типографиях на летних каникулах. Этим опытом работы русского за рубежом хотел поделиться с вами.
Став временным разнорабочим фирмы-посредника или иначе “Zeitfirma People&Power“ мне довелось поработать в паре типографий.
Книжная типография Thomas-Buchbinderei в г. Эссен
Типография «Томас-Бухбиндерай» (дословно «Книжная типография Томаса») находится в холмистой местности пригорода Эссен-Верден. Добираться туда приходилось сначала на поезде до главного вокзала. Потом пересаживаемся на городскую электричку S-Bahn, которая пилит но нужного района города, потом – минут десять пешком.
Работа помощника в типографии (в данном случае типографии, которая производит и брошюрует книги) заключалась в том, чтобы подавать в пазы машины сложенные вчетверо листы, которые накладывались друг на друга. К стопке страниц добавлялась обложка на клееной основе. Готовые книги стопкой собирались и паковались в коробки.
Тут самое важное – Team work (или по-немецки Akkordarbeit). Тут смена или команда должна делать работу синхронно. Пока печатает станок, даже одному работнику нельзя ни бамбук покурить ни пятку почесать. Если у одного узла вдруг заканчивались страницы, то загоралась красная лампа (в проблемном месте), и вся линия тут же вставала. Вставив недостающие листы, можно было продолжить печать. Тут важно было – не зевать. Следить за своим участком, ну и работать конечно. В ушах стоял шум как будто чавкающего ротационного механизма, поэтому все почти работали с берушами. Еще одна особенность: Нельзя было в конце дня встать и уйти, не дождавшись замены! Тебя кто-то должен заменить, иначе работа встанет у всех!
Помню, как мы печатали серии книг на английском языке для обучающихся «Курс игры на гитаре», «Массаж» и так далее. Пару забракованных экземпляров с разными дефектами я потом утащил домой почитать и подучить английский, потом раздарил друзьям. Посмотрев на рабочие процессы при изготовлении книги, я сделал вывод, что данный продукт в Германии недешевый, потому что производство завязано на работе людей, дорогих материалах, довольно капризной технике и ее пуско-наладке.
Книга не всегда получается идеальной конфеткой, просящейся на полку. Обложка может прилегать плохо, страницы могут быть надорванными, перепутанными местами, в общем, там много геморроя. Если что-то шло не так, наступала заминка, во время которой можно было покурить или налить кофе из автомата. Помню, что на двери кафетерия висел такой плакат с намеком: «Нам приятно, что вам нравится у нас, но подумайте о том, что вам может где-то ищут!» Типа: Не засиживайтесь тут долго! Арбайтен! Лос! Лос!
Типография VVA (Vereinigte Verlags-Anstalten) в г. Дюссельдорф
Другой работой была аналогичная деятельность но уже в другой типографии с офсетной печатью в столице земли Северный Рейн-Вестфалия. Там типография печатала не книги, а брошюры, журналы, периодику. Один разок был какой-то эро-тический журнал для заказчика из Швейцарии! (Не привожу тут, чтобы статью не заблочили!)
Кто-то работал на резке напечатанных страниц, кто-то на упаковочной машине. Как правило, чужие наемные рабочие прикреплялись к местным (постоянным) рабочим и бригадирам типографии.
Форс-мажорный случай
Однажды я работал на приемке тонких журналов, которые собирались в стопки высотой 15 см и укладывались на поддон крест на крест (как кирпичи). Как-то так вышло, что я был один за длинным гибким рукавом конвейерной ленты от огромной печатной машины. И тут произошел затор бумаги на каком-то изгибе! Бегущие по ленте журналы с большой скоростью создали кучу-малу и начали лететь во все стороны! Меня про действия в таком случае не инструктировали, хотя у других коллег такой казус видел пару раз. Я растерялся и решил что всю установку надо как-то остановить. Подсказать было некому, и я в панике перемахнул через ограждение и нажал красную втапливаемую клавишу экстренной остановки.
А этот круглый «стоп-сигнал» вырубал ток во всей машине, подавал сигнал тревоги на пульт управления начальства! В общем, такое допускалось только при угрозе жизни человеку. ЧП! Прибежали все коллеги и начальство, а меня пропесочили за чрезмерную бдительность! Повторный запуск и пуско-наладка, как мне сказали, стоят типографии пять сотен евро!!! Мне оказывается надо было без остановки машин вручную разобрать затор, а потом собрать нормальные журналы с пола. Теперь же станок надо запустить и отладить заново, тратилось много бумаги и краски на выход неважной печати. Лишь потом шла четкая и нормальная продукция, которую можно было отгружать клиенту. Мне пришлось купить бригаде пиццу, чтобы задобрить их после своего косяка.
Рабочие будни
Моими коллегами были немцы, турки, поляки, несколько югославов и африканцев. Русских я там почему-то никогда не встречал. Между собой мы ладили худо-бедно, но без большой дружбы. Сотрудники обязаны был носить форму, перчатки, ботинки с металлическим вкладышем. Тяжеловато было в берушах-затычках простоять 8 часов, но к этому привыкаешь. Работа сама по себе была тупой, монотонной - руки делают одно, а голова мыслит о своем. У меня даже стихотворение на эту тему сложилось во время одной смены:
Один день в типографии
Вторая смена, начало недели,
Рабочие дни опять полетели,
Несутся журналы конвейерной лентой
А я их хватаю и вяжу изолентой.
Гул механизмов затычки не глушат,
И грохот дерет мои бедные уши
Глаза постоянно смотрят на время,
Еще два часа – и долой это бремя.
Потом минут тридцать на паузу будет -
Умять бутерброд и маленький пудинг.
Глаза же устало уткнутся в газету
Про Буша, войну и конечно «про это».
(Про то, что у Памелы – новые груди,
А носик у Майкла еще меньше будет),
Теперь за работу – журналы заждались,
Да чтоб у машин провода оборвались!
К чертям этот шум и пачки рекламы!
Достал уже гул и приборов сигналы.
Я словно пленник рвусь на свободу,
Туда, где теплом согревает природа.
Подальше от пепельниц, полных окурков,
Угрюмого шефа и турков- придурков.
Но так ведь нельзя, хоть и хочется очень.
Чувак, ты сейчас – наемный рабочий!
Пока что отдых тебе не положен –
Ты евро свои отрабатывать должен.
Я, как муравьи из клипа Раммштайна,
Таскаю свой груз, проклиная все втайне.
От ритма станков содрогается мир:
"Links-zwo, links-zwo, links-zwo-drei-vier!"
/Дюссельдорф, август 2003/
С точки зрения финансов оплата была средней – 8 евро/час. Бывали ставки и лучше, и хуже. Работа была монотонной, в три смены, которые чередовались, но в принципе - нетяжелой. Время за ней пролетало быстро.
Статья автора, иллюстрации из сети
Если вам понравилась заметка, отметьте ее лайком пожалуйста. Интересно теперь узнать, каковы особенности работы в типографии у нас. Буду рад вашим лайкам и добро пожаловать в комментарии.