Найти в Дзене
Любители фэнтези

Меч, магия, лохмотья. Грошовые шедевры кинофэнтези (часть 5-я)

Оглавление
Время продолжить рубрику о не самых удачных кинофильмах в жанре фэнтези, которые, однако, можно весело посмотреть спустя годы. Героичекие хорроры от Hammer Films, варварские эпигоны продюсера Кормана, малобюджетные фильмы по мотивам "Гореанской" саги Джона Нормана... Ну а что же паралельно творилось на Европейском континенте? А там творилось такое... Об этом и поговорим в пятом выпуске нашего цикла.

Первая часть - здесь.

Вторая часть - здесь.

Третья часть - здесь.

Четвёртая часть - здесь.

Успех "варварского" фэнтези в Голливуде 80-х породил жанровую волну и в кинематографе других стран. Особенно сильно это видно по фильмам итальянского производства тех лет. Как жанр "пеплум" 50-х годов (фильмы "меча и сандалий" - про античных героев, типа Геркулеса или Мациста), или как "спагетти-вестерны" 60-х ("Джанго", "долларовая трилогия" и мн. др.), в 1980-ые кинотеатры захлестнула волна "спагетти-фэнтези".

"Атор 2". Кадр из фильма.
"Атор 2". Кадр из фильма.
Если посмотреть на малобюджетное американское кино в стиле "меча и колдовства" 1980-х критическим взглядом, то это, по большей части, незатейливые боевички с обнажёнкой и комедийными вставками, намасленные качки с мечами и нанятые для массовки стриптизёрши, за редким исключением напрочь лишённые навыков актёрской игры (причём как те, так и другие), а также скудные декорации и костюмы/доспехи из кожзама.
Малобюджетное европейское кино в стиле "меча и колдовства" - это ещё более скудные костюмы из лоскутных одеял, плачевные спецэффекты и нехватка массовки; однако это ещё и аутентичные декорации (съёмки у настоящих античных развалин или на фоне настоящих средневековых замков), по-театральному драматическая актёрская игра и серьёзный сюжет, где крайне мало места отводится юмору. Если американские "варварские" фильмы 80-х - это комедийные боевики в фэнтезийных декорациях, то европейские - это, скорее, смесь тёмной сказки и доисторической героики.
Два ярчайших примера этого воображаемого противостояния - уже отметившиеся в нашей рубрике "мечмагияэкран" героические саги: "Ловчий смерти 1, 2, 3, 4" с американской стороны, и сага об Аторе (тоже 4 фильма) - с европейской. Если первый, Ловчий Смерти, - это всегда гребущий под себя антигерой, бабник и наёмник, постоянно стремящийся к личной выгоде, то второй, Атор, - это благородный таинственный воин, как правило с колдовским проклятьем на челе и ведомый кровной местью либо порывом кого-либо спасти.

Начнём же путешествие в жестокий и беспощадный мир спагетти-фэнтези именно с этой героической саги. Перед вами - серия из четырёх итальянских фильмов, снятая в 1980-х годах режиссёром Джо Д'Амато под псевдонимом Дэвид Хиллс. Д'Амато написал и срежиссировал первый, второй и четвёртый фильмы в серии, проигнорировав существование третьего. Атора же сыграл в первых трёх фильмах Майлз О'Кифф ("Тарзан - человек-обезьяна", "Легенда о сэре Гавейне и Зелёном Рыцаре"), ну а Эрик Аллан Крамер ("Робин Гуд: Мужчины в трико") сыграл Сына Атора в четвёртом.
Атор - это герой, фехтовальщик, алхимик, учёный, волшебник и инженер, способный иногда создавать предметы из воздуха (см. Атор 4). В общем, славный малый и многогранный герой.

21. "Атор - Сражающийся Ястреб" (1982).

Серия подражает фильмам о Конане-варваре. Первый фильм про Конана вышел в Европе в апреле 1982 года; тогда как первый фильм про Атора был снят вскоре после этого и вышел позже в том же году: премьера состоялась 7 октября 1982 года.

Американская афиша первого "Атора".
Американская афиша первого "Атора".

Здесь мы увидим, как Атор добудет себе меч и славу, как ограбит он племя слепых воинов (!), как спасёт свою наречённую по имени Сунья (Ритца Браун) из лап старика-Паука (в роли Великого Паука - суровый перуанец Дакар) и как встретит и проводит в последний путь золотоволосую воительницу Роон (Сабрина Сиани).

Балл на IMDB 3.2/10

22. "Атор 2 - Непобедимый" (1984).

Вышел в 1984-м (год выхода "Конана-разрушителя"), в режиссёрском кресле всё тот же Дэвид Хилл (т.е. Джо Д'Амато), в главной роли всё тот же Майлз О'Кифф. Действие художественного фильма разворачивается после первой части. Здесь герой исцеляет новую девицу (Лиза Фостер), в которую зловредные разбойники вонзили аж две стрелы, противостоит длинноусому злодею Зору (Дэвид Брендон), а в кульминации будет душить гигантскую змею (гусары, молчать!).

"Атор 2" - так же известен как "Непобедимый" или "Невидимый".
"Атор 2" - так же известен как "Непобедимый" или "Невидимый".

Второй фильм примечателен ещё и тем, что главный герой начинает применять тактику ниндзя, орудуя двумя лёгкими мечами, похожими на японские катаны, применяя самодельные гранаты и даже дельтаплан для штурма стен вражеской крепости. В финале же выясняется, что он и вовсе спас свой первобытный мир от ядерного взрыва!

Балл на IMDB 2,3/10

23. "Атор 3 - Железный Воин" (1987)

Итальянская афиша х/ф "Атор 3 - Железный воин".
Итальянская афиша х/ф "Атор 3 - Железный воин".

Фильм третий, снятый об Аторе на берегах острова Мальта, с тем же Майлзом О'Киффом в главной роли, но в режиссёрском кресле на сей раз корифей эксплуатационного кино 1960х Alfonso Brescia, и по сюжету есть много несостыковок с прошлыми фильмами. Теперь Атор будет спасать принцессу Джанну (Савина Герзак) и сойдётся в смертельной битве с ведьмой Федрой (Элизабет Каза) и её Железным Воином - своим же братом-близнецом! Несмотря на скомканный финал, кино получилось очень интересным, с нетривиальными решениями и с неоднозначным финалом. Режиссёр умело играет воображением и самим разумом зрителя, выстраивая и разрушая перед ним иллюзию за иллюзией, даря надежду и отнимая её, чтобы в конце оставить с вопросом "А что это было? И кто в итоге победил?"

Балл на IMDB 3,1/10

24. "Атор 4 - В Поисках Чудо-Меча" (1990).

французская обложка VHS с фильмом, где он переименован в "Меч Святого Грааля"
французская обложка VHS с фильмом, где он переименован в "Меч Святого Грааля"

(Также известный под названиями "Меч Святого Грааля", "Тролль-3", "Хобгоблин" и "Нелюдь") - после арт-хаусной третьей части в режиссёрское кресло четвёртого фильма возвращается Джо Д'Амато, но вместо привычного зрителю Майлза О'Киффа в роли Атора выступил белокурый качок Эрик Аллан Крамер, а прекрасную воительницу по имени Деянира сыграла Маргарет Лэнзи. Фильм вышел также в 1990-м году и стал одной из прощальных ласточек итальянских фэнтезийных малобюджеток.

Немецкий постер к "Атору 4" - под названием "Тролль 3".
Немецкий постер к "Атору 4" - под названием "Тролль 3".

В сюжете используются мотивы "Песни о Нибелунгах" и легенд о короле Артуре.
Когда-то в давние времена в этих землях Бог дал на время свой мощный меч королю Акиласа, чтобы тот мог справедливо править в своём королевстве. Через некоторое время Бог пожелал получить свой меч назад, но не тут то было — король скорее готов потерять свою жизнь, чем чудо-меч.

нидерландская обложка VHS с фильмом. Здесь оригинальное английское название - "В поисках чудо-меча".
нидерландская обложка VHS с фильмом. Здесь оригинальное английское название - "В поисках чудо-меча".

В итоге оружие правителем оказывается утрачено. Примерно в это же время богиня Деянира, которая поручалась за короля, оказывается в добровольном плену — отныне она обычный человек, а спасти её и вернуть ей все её волшебные силы сможет только очень сильный и могущественный человек.
Принцу Атору только-только исполняется 18 лет, и он получает чудо-меч от волшебника-гнома Гриндла. Теперь Атор должен отправиться в путь, чтобы спасти Деяниру и её приближённых. На пути к пленённой богине его ждут драконы и другие фантастические существа, враждебно настроенные к обычным людям.

Балл на IMDB 2,6/10

Пожалуй, за один пост всё об итальянском фэнтези 1980-х не рассказать. А это значит, что продолжение следует. Спасибо, что дочитали, и до новых встреч!