Найти тему
Мама Мия

Тест для первого класса, который сломал мой мозг.

Распечатанный лист теста
Распечатанный лист теста

Подходит к концу первое полугодие обучения в школе. Первоклассников, как и учеников последующих классов, ожидает первая проверка усвоенных знаний. За это время дети овладели навыком чтения, норма для них – 15-20 слов в минуту. Преуспели и в математике: умеют складывать и вычитать в пределах 10, решать задачи, чертить отрезки. Совершенствуются моторные навыки: школьники могут переписывать прописью печатные буквы.

Чтобы не быть застигнутыми врасплох, подготовку к аттестации я решила начать заранее. И если с поиском текстов для проверки техники чтения и контрольными по математике проблем не возникло, то к заданиям по окружающему миру есть некоторые вопросы.

На весьма известном образовательном портале скачала тест. Правильных ответов там указано не было. Зато по счастливой случайности именно эти тесты и попались ученикам. Вопросы элементарные, но загвоздка в вопросе про рыб. Можете оценить сами.

6. Чем рыбы отличаются от других животных?

а) умеют плавать

б) тело покрыто чешуей

в) нет ног.

А теперь, внимание, уважаемые знатоки! Главное отличие рыб – это отсутствие ног и наличие чешуи. Т.е. надо было выбрать вариант б. как единственный верный. Видимо, признак отсутствия ног – не аргумент. Разбираемся подробнее. Плавать могут и другие животные (тюлени, крокодилы, киты..). Ног нет не только у рыб, но и у змей. Но и наличие чешуи не является стопроцентным признаком, т.к. есть рыбы, не имеющие чешуи, что является исключением. В учебнике по данному предмету так и написано:

Учебник по окружающему миру для первого класса
Учебник по окружающему миру для первого класса

И тут на помощь приходит логика. Все рыбы, как и змеи, не имеют ног. По этому признаку полное сходство. Тело большинства (но не всех) рыб покрыто чешуёй. У змей – нет. Существуют змеи, умеющие плавать. Выходит, что некоторые рыбы, не имеющие чешуи, относятся к змеям.

Уроки логики для первоклашки
Уроки логики для первоклашки

Сама постановка вопроса вводит в заблуждение учеников и заставляет сделать неправильный вывод. Если вариант А не подходит, то рыбы не умеют плавать?

Исправить ситуацию может корректная формулировка вопроса и вариантов ответа. Например:

Какими признаками обладают рыбы:

А. У большинства рыб тело покрыто чешуёй.

Б. У рыб нет ног.( Или у рыб есть ноги).

В. Рыбы умеют плавать. (Или рыбы не умеют плавать).

Восьмой вопрос тоже из той же области, но тут с птицами неувязка выходит. Если знаете правильный ответ, делитесь в комментариях.

Наука
7 млн интересуются