Найти тему

Как ребенку познакомиться с палеонтологией?

Ваш ребенок прочитал уже все книжки про динозавров и мечтает оказаться в парке юрского периода? Древними животными увлекаются не только малыши: многие школьники хотят всерьез разобраться в истории Земли. Увы, подходящих занятий для них очень мало.

Мы создали кружок по палеонтологии для детей 9-13 лет, в котором они смогут сами восстановить облик древних животных, подержать в руках копии настоящих костей динозавров и познакомиться с методами этой науки. Все это - прямо у себя дома.

Поговорили с Елизаветой Бойцовой, ведущей научных программ Умного Петербурга и автором кружка. Она рассказала, что узнают ребята на занятиях, и как ей удалось перенести атмосферу палеонтологической экспедиции в дома участников.

Елизавета Бойцова
Елизавета Бойцова

Лиза, привет! Расскажи, где ты училась, и чем занималась?

Я закончила биологический факультет СПбГУ, кафедру зоологии позвоночных. Во время учёбы я занималась вопросами палеобиологии разных ископаемых животных: в бакалавриате у меня была дипломная работа по динозаврам мелового периода. В магистратуре я изучала еще более ранние ископаемые пермского периода.

Как ты решила стать палеонтологом? Мечтала о динозаврах с детства?

В палеонтологию я пришла довольно случайно. Многие взрослые палеонтологи рассказывают, что с детства грезили динозаврами - у меня такого не было. С выбором направления я определилась только на первом курсе университета.

Возможно, если бы я могла узнать об этой специальности из каких-нибудь кружков, я бы раньше определилась с выбором профессии.

Но я точно ни о чем не жалею. Во время учебы и работы я ездила в экспедиции по России. Особенно часто я бывала в Сибири, в Красноярском крае и Иркутской области. Там множество динозавровых местонахождений. Да, в России есть динозавры, и это стало для меня открытием!

Занятия в кружке по палеонтологии
Занятия в кружке по палеонтологии

Что вы хотели донести ребятам в первую очередь?

Изначально мы хотели познакомить ребят со строением динозавра, его анатомией. Мы планировали на каждом занятии разбирать какую-то систему органов, то есть у нас был чисто биологический подход. Хотели показать детям, насколько мы похожи на динозавров, доказать, что мы все устроены по одному плану.

Было непросто придумать практические занятия по палеонтологии. Вся практика палеонтологов - это полевые работы и лабораторные исследования образцов оттуда. Повторить это дома очень сложно.

Чем будут заниматься участники кружка?

На первом занятии ребята делают силиконовый слепок мозга анкилозавра, имея 3D модель половинки мозговой коробки настоящего динозавра. А еще мы рассказываем, что изучать мозг динозавра по слепкам - метод из 19 века. Сейчас 3D визуализации делаются с помощью сканирования на компьютерном томографе, и эти данные мы тоже показываем детям.

3D модель кости черепа анкилозавра, с которой будут работать ребята
3D модель кости черепа анкилозавра, с которой будут работать ребята

На втором мастер-классе мы говорим о передних и задних конечностях. Мы обсуждаем нашу совместную с динозаврами эволюцию от рыб, показываем, как из их плавников появились конечности. Затем ребята собирают модели конечностей из деревянного конструктора, который я спроектировала специально для кружка.

На третьем занятии ребята будут реконструировать размер животного, определять его скорость передвижения и устанавливать вид. Это можно настоящая детективная работа!

У ребят есть гипсовая плита с отпечатками следов динозавра. Сначала они будут определять рост, и вид по ним, но это будет не очень точно. Для уточнения они воспользуются другим классическим методом из 19 века: возьмут модель динозавра в масштабе 1:90, измерят ее объем и вычислят вес.

На четвертом мастер-классе ребята будут разбирать внешний вид динозавров и их родственные связи. Ребята узнают, как ученым удается восстановить даже цвет древних животных. А еще они сделают своими руками модель древнего симметричного пера и современного асимметричного, чтобы проверить, какое лучше подходит для полета.

-4

Как тебе удалось сделать копии палеонтологических находок и макеты? Такое ведь нигде не купишь.

Для начала расскажу о плите с отпечатками ног динозавра. Ее мы делаем вручную. Я слепила модель ноги компсогната в натуральную величину. Затем “походила” этими ногами по незастывшему гипсу, получились следы. По этой эталонной пластине сделали формы, а затем отлили копии для каждого участника.

Компсогнат
Компсогнат

С элементом черепной коробки анкилозавра получилось интереснее. В коллекции Зоологического института РАН есть относительно известная находка: фрагмент черепной коробки анкилозавра Bissektipelta archibaldi — травоядного динозавра, внешне похожего на современного броненосца. Кость была найдена в Узбекистане более 20 лет назад, но ее до сих пор иногда берут для исследований. Научная группа, в которой я работала, сделала компьютерную томографию этого фрагмента, мы получили очень точную 3D модель. Затем с нами связался один энтузиаст 3D печати и попросил прислать модели, чтобы напечатать копии. Одна из них досталась нам.

Когда я начала делать палеокружок, я сразу вспомнила о той модели из пластика, сделала с нее силиконовую форму, и наша команда отлила множество гипсовых копий для детей.

Фрагмент черепа анкилозавра, копии которого Лиза сделала для участников кружка
Фрагмент черепа анкилозавра, копии которого Лиза сделала для участников кружка

С деревянным конструктором конечностей, пожалуй, было меньше всего проблем. Я просто нарисовала проект в Adobe illustrator, а затем мы заказали тираж конструктора из дерева. Фрагменты вырезают в фанере с помощью лазера.

Как ты думаешь, у палеонтологического кружка будет продолжение?

Хороший вопрос. Я очень хочу рассказать детям об этой науке как можно больше, но, как я уже говорила, придумывать новые мастер-классы с экспериментами про динозавров очень непросто.

Кроме того, палеонтология - междисциплинарная наука: немного биологии, немного геологии, химии, физики. Думаю, если мы будем делать продолжение кружка, то расширим тему, и будем говорить с ребятами не только про динозавров, а про историю Земли в целом.

Записаться в наш палеонтологический кружок и побывать на занятиях Елизаветы вы можете по этой ссылке.

____________

Sciencely — это образовательные программы для детей 7-16 лет в онлайне и офлайне, а также наборы для научных экспериментов. Мы, выпускники естественнонаучных факультетов МГУ и молодые врачи, делаем непонятное понятным и для ребят, и для родителей. Занимайтесь и будьте с нами: https://scly.me/us