Найти тему
ActivityEdu

Результаты TIMSS-2019: повод для гордости или пища для размышлений?

Оглавление

Объявленные 8 декабря в Париже результаты Международного исследования качества математического и естественно-научного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) свидетельствуют о стабильно высоких достижениях российских школьников 4-х и 8-х классов в области математики и естествознания. Рассказываем подробно о наших успехах и делимся соображениями, почему столь разительно отличаются показатели России в исследованиях TIMSS и PISA (Programme for International Student Assessment).

Организаторы и участники TIMSS-2019

В 2019 году прошел очередной цикл исследования математической и естественно-научной грамотности TIMSS. Организацией и проведением исследования занимается Международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). В России TIMSS проводит Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования (ИСРО РАО) совместно с Федеральным институтом оценки качества образования (ФИОКО). Координаторы TIMSS в России – Галина Ковалева (ИСРО) и Сергей Станченко (ФИОКО).

В TIMSS-2019 принимали участие школьники 4-х классов из 58 стран и 8-х классов из 39 стран. В России в исследовании участвовали дети из 49 субъектов РФ. Для проведения TIMSS в 4-х классах были отобраны 294 образовательные организации, в 8-х классах – 296. В части школ исследование проводилось в компьютерном формате, в части – для обеспечения сопоставимости результатов разных циклов – на бумажной основе. Результаты РФ рассчитаны по итогам тестирования 4022 четвероклассников и 3901 восьмиклассника.

Россия упрочила позиции

Отчет «Результаты исследования TIMSS-2019» опубликован на сайте ФИОКО.

Россия по всем направлениям сохранила или упрочила свои позиции по сравнению с предыдущими циклами исследования.

-2

В таблице приведены места российских школьников, количество стран – участниц исследования и средние баллы по 1000-балльной международной шкале.

Следует отметить устойчивый прогресс наших четвероклассников. По естествознанию в 2019 году они вошли в тройку сильнейших, уступив лишь учащимся из Сингапура и Республики Корея.

Исследователи выделяют четыре уровня учебных достижений: низкий, средний, высокий и высший (продвинутый), которым соответствуют баллы 1000-балльной шкалы – 400, 475, 550 и 625.

Вот как, к примеру, описан низкий уровень по математике в 4-м классе: учащиеся могут складывать, вычитать, умножать и делить одно- и двузначные целые числа, способны решать простые текстовые задачи, имеют представления об обыкновенных дробях и геометрических фигурах, могут понимать и заполнять простые диаграммы и таблицы.

В TIMSS-2019 каждый пятый российский участник тестирования по математике среди школьников 4-х классов достиг высшего уровня, а пятая часть восьмиклассников не преодолела границу низкого уровня. Кроме того, отметим, что четвероклассники в целом успешнее справились с заданиями, чем учащиеся 8-х классов.

Распределение результатов российских участников TIMSS-2019 по уровням учебных достижений
Распределение результатов российских участников TIMSS-2019 по уровням учебных достижений

Списки лидеров TIMSS-2019

Ниже приведены списки стран-лидеров TIMSS-2019 по классам и направлениям.

Двадцатки стран-лидеров по математике
Двадцатки стран-лидеров по математике

По математике Россия уверенно входит в лидирующие шестерки, заметно опережая Финляндию, Ирландию, Норвегию, Австралию, Новую Зеландию и другие страны, которые в исследовании PISA превосходят нашу страну по уровню математической грамотности.

Двадцатки стран-лидеров по естествознанию
Двадцатки стран-лидеров по естествознанию

По естествознанию достижения нашей страны еще заметнее, чем по математике: 3-е место среди четвероклассников и 5-е среди учащихся 8-х классов. Россия опережает многие страны, которые в исследовании PISA превосходят нас по уровню естественно-научной грамотности. Удивляют относительно низкие места Гонконга, показывающего стабильно высокие результаты по математике.

Влияние отношения к предмету на результаты

Школьники, участвующие в TIMSS, не только проходят тестирование, но и отвечают на вопросы анкеты. Один из них: «Как вы относитесь к предмету?» Анализ ответов позволил установить наличие связи между отношением к предмету и результатами тестирования.

Особенно бросается в глаза разница между результатами тех, кому предмет нравится, и тех, кто не испытывает к нему симпатии, в 8-м классе по математике – 64 балла, в то время как в 4-м классе она составляет лишь 32 балла.

Отношение к предмету и результаты 4-х и 8-х классов (по ответам обучающихся в анкетах)
Отношение к предмету и результаты 4-х и 8-х классов (по ответам обучающихся в анкетах)

По естествознанию в 4-м классе отношение к предмету практически не влияет на результаты. В 8-м классе естествознание делится на несколько аспектов: биологию, химию, физику и географию. Отношение к предмету оказывает заметное влияние на результаты по физике и химии, а на биологии и географии оно проявляется в меньшей степени.

Отличия в результатах России в TIMSS и PISA

Пристальное внимание следует обратить на разительные отличия результатов российских школьников по математике и естествознанию в последних циклах двух международных сопоставительных исследований – TIMSS-2019 и PISA-2018.

Сравним результаты по математике восьмиклассников (TIMSS-2019) и 15-летних школьников (PISA-2018) из России и Финляндии.

-7

Если финские учащиеся в обоих исследованиях показывают примерно одинаковые баллы и занимают близкие места в мировом рейтинге, то результаты школьников из России в TIMSS и PISA существенно отличаются: мы стабильно держимся среди лидеров в TIMSS и столь же стабильно оказываемся в середняках в исследовании PISA.

Есть ли у этого феномена объяснения? Одним из факторов является возраст. При сравнении результатов восьмиклассников в TIMSS следует учесть, что во многих странах мира в школу идут в 6 лет, а не в 7, как в России, поэтому наши восьмиклассники, как правило, на год старше. В PISA участвуют 15-летние подростки, и мы оказываемся в проигрыше, поскольку в России основная масса участников этого исследования учится в 9-м классе, в то время как в большинстве стран – в 10-м. Для подростков даже один год или один класс может давать заметное преимущество.

Однако фактор возраста/класса не является определяющим. Гораздо большее влияние на результаты оказывают задания в TIMSS и PISA: привычные и понятные нашим школьникам формулировки заданий в TIMSS (решить уравнение, найти угол, выполнить операции с дробями) и непривычные задания в PISA, проверяющие не только и не столько знания, сколько способность школьника интерпретировать имеющуюся в задании информацию и формулировать условие на языке математики. И только потом – решить уравнение, выполнить арифметическое или алгебраическое действие, найти угол.

Результаты финских школьников при решении заданий TIMSS и PISA практически не отличаются (509 и 507 баллов), а российские учащиеся, хорошо справляющиеся с заданиями TIMSS (543 балла), теряются при решении непривычных задач PISA (488 баллов).

Сравнению заданий в исследованиях TIMSS и PISA планируется посвятить отдельную статью на портале ActivityEdu.

Заключение

Всегда приятно писать о достижениях наших школьников, будь то победы на международных олимпиадах или высокие результаты в сопоставительных исследованиях качества образования. Эти победы и достижения были бы невозможны без квалифицированных педагогов.

Результаты наших четвероклассников (1-е место в Международном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS, 3-е место по естествознанию и 6-е по математике в TIMSS) говорят о высоком качестве дошкольного и начального образования в России. Нужно прекратить попытки реформирования системы, которая дает прекрасный результат.

В то же время следует уделять внимание негативным тенденциям, которые можно подметить, анализируя результаты исследований. К примеру, при переходе учащихся из начальной школы в основную происходит снижение образовательных результатов. Исследование TIMSS показывает, что в 8-м классе по сравнению с 4-м снижается доля школьников, преодолевающих пороги высокого и продвинутого уровней математической и естественно-научной грамотности, и повышается доля учащихся, не преодолевающих порог низкого уровня. Глубокий и всесторонний анализ причин этого явления до сих пор не выполнен.

Еще более важной представляется работа, связанная с анализом наших посредственных результатов в PISA. Базовые знания российских школьников в математической и естественно-научной областях позволяют претендовать на лидирующие позиции, что показывают результаты TIMSS-2019, но с применением знаний для решения разнообразных задач PISA у наших юных соотечественников возникают трудности. Если их не преодолеть, Россия не сможет войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, поскольку место рассчитывается с учетом результатов PISA.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.