Вчера в комментариях к посту Илины я поспорила о полезности ходунков и манежа для развития детей. Ходунки и манеж - это абсолютно зло для развития ребенка. Так между ответами, я писала эссе на заказ и наткнулась на интересную статью в Nature развития детей. Прямо в тему спора.
Здесь я приведу часть статьи про взгляды на раннее развитие от ведущих ученых.
Обучение через действие. Барбара Кисер, редактор книг и журнала Nature.
Детские площадки под копирку. Тесные классы. Парковка на территории школы. Во всем промышленно развитом мире - это среда, в которой, как ожидается, большинство маленьких детей будут играть и учиться; вольеры зоопарка могут выглядеть более богато. Лягушки и звездное небо - когда-то вербовочные агенты науки - недоступны многим детям.
Связь маленького ребенка и физического мира - это заряженное пространство, где горящий потенциал встречается с кусочком нового. Нейробиолог Alison Gopnik считает, что дети воспринимают мир на 360 °. Мозг младенцев растет галопом, создавая 700 новых нейронных связей в секунду. К 3 годам у ребенка будет 1000 триллионов синапсов, что в 4 раза больше, чем у взрослого; позже они обрезаются.
В это время малыш изучает мир целостно, руками, ногами и телом, а также глазами, ушами, носом и ртом. Сенсомоторное обучение на основе материалов было основой нашей эволюции и формирует мозг: в своей книге «Восхождение человека» (Little, Brown) 1973 года математик и биолог Джейкоб Броновски писал: «Рука - это край ума. ” Gopnik говорит , что именно люди и вещи - песок, вода, бобовые, общительные члены семьи - удовлетворяют экспериментальное стремление молодого ученого.
А если вы запираете ребенка в манеже или в ходунках, то как он сможет познать мир? Если ребенка лишают возможности перебирать крупы, пробовать на вкус крышку от кастрюли и деревянную лопатку, то он лишается огромного пласта информации. Признавайтесь, ведь все знают как песок скрипит на зубах Откуда взялось это знание, как не из раннего детства.
То, что маленькие дети познают физический мир настолько осязаемо - буквально схватившись с ними - противоречит идее о том, что необходимы интенсивные академические условия, чтобы дети младше шести лет встали на путь завтрашних гениев.
Многие малыши рано знакомятся с виртуальным миром. Электронные устройства горячо обсуждаются в контексте раннего обучения. Однако, уже сейчас ясно, что только виртуальный опыт не может заинтересовать ребенка: экран ограничивает ребенка тем , что когнитивист Гай Клэкстон называет обучением «глаза-мозг-палец». Эти устройства также крадут «личное время», которое должно быть направлено на социализацию и изучение языка, что имеет ключевое значение для раннего развития ребенка. (Как сообщается, известные технократы, такие как основатель Twitter Эван Уильямс, строго ограничивают использование электронных устройств своими детьми.)
Современные выводы о важности физического и социального контакта для детей перекликаются с практикой педагогических новаторов и реформаторов с начала двадцатого века. Одна из первых женщин-врачей в Италии Мария Монтессори (1870–1952), заметив, что познание тесно связано с движением, а обучение - с автономией, сделала упор на обучение на основе игр и материалов. Классные комнаты Монтессори сравнивают с университетскими лабораториями, где дети руководят своей работой в своем собственном темпе, с «коллегами» по своему выбору и материалами, разработанными для многогранных экспериментов. Например, трехлетние дети могут обращаться с деревянными цилиндрами с ручками разных размеров и сортировать их, и в процессе этого выучить «клещевой захват».
Похожая философия пронизывает и другие системы, которые, как было показано, способствуют более раннему использованию языка и укрепляют рефлексию и самоконтроль. Финляндия делает упор в образовании детей до 7 лет на игровом физическом и социальном обучении, а 15-летние подростки страны занимают первое место в Европе по науке и чтению в опросах, проведенных Программой международной оценки учащихся Организации экономического сотрудничества и развития .
Еще более радикальной является лесная школа, основанная, в частности, на модели «ясли на открытом воздухе» реформатора системы образования Маргарет Макмиллан (1860–1931) и проложившая свой путь из Великобритании в США и Скандинавию в период с 1910-х по 1990-е годы. «Классная комната» может быть лесной поляной; «уроки» - разжигание огня или идентификация насекомых; методология - контролируемое принятие риска и тщательное наблюдение.
Обучение на пленэре вдохновляло биологов от Чарльза Дарвина до Е.О. Уилсона, и учебная программа несет в себе ряд преимуществ, необходимых для работы на скамейке. Исследование лесных школ Великобритании, проведенное по заказу Комиссии по лесному хозяйству и проведенное Лесным исследовательским центром и аналитическим центром New Economics Foundation, выявило улучшение у детей уверенности, концентрации, мелкой моторики и командной работы. Лесные школы также предлагают наглядные доказательства абстрактных явлений, таких как жизненные циклы, пищевые цепи и поведение материалов (например, почему древесина чернеет в огне).
Природа не имеет себе равных в качестве среды обучения, утверждает социальный эколог Стивен Келлерт. Луг или берег моря - это захватывающий опыт, занимающий и бросающий вызов всему ребенку физически, социально, когнитивно и эмоционально. Сложная и неожиданная драма дождя, ветра, полета птиц, хлюпающей грязи и падающих листьев - природа пробуждает любопытство, даже если она предоставляет арену для свободной игры - и захватывающие детали, и далекие горизонты.
************
Получается, что родители и педагоги, напирая на раннее развитие чтения, письма, счета блокируют более важное естественное развитие ребенка. Такая современная борьба с ветряными мельницами - тащим от лягушки и сажаем за книжку. Естественное развитие не видимо, им нельзя похвастаться или вызвать зависть, но именно природа, "дикая" среда, лягушки и тритоны в канаве, закладывают основу будущих школьных успехов ребенка.
Читайте еще:
От дистанта до Плющенко один шаг
5 проблем учебы в университете в 40 лет и с тремя детьми
Ребенок не хочет идти на тренировку
Кота приговорили к смерти, а он исполнил мечту ребенка