Найти в Дзене
Русский и Литература

8 правил для написания идеального аргумента в итоговом сочинении.

Оглавление

Итоговое сочинение перенесли на 5 апреля 2021 года. И дружное сообщество мучеников-одиннадцатиклассников раскололось: многие вздохнули с облегчением со словами: "Может, и вообще отменят?", а некоторые, кто усиленно готовился, очень пожалели: "Потом опять все вспоминать!". Да, таковы наши короновирусные реалии, но надежды на отмену сочинения нет. А потому предлагаю разобраться с тем, как должен выглядеть идеальный аргумент.

-2

8 "золотых" правил:

1. Объём литературного аргумента должен составлять не менее 5-6 предложений. Если он будет меньше, значит в 90% случаев, он бездоказателен. То есть присутствует неполнота или вы рассказали о произведении очень обще, поверхностно, не обратившись к важным подробностям.

Например: на вопрос «Сложно ли жить в эпоху перемен?» по направлению «Время перемен» вы говорите о Петре Гриневе, герое повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», и просто рассказываете, как он поехал служить в Белогорскую крепость, как участвовал в Пугачевском бунте и чудом спасся. Но на главный вопрос вы не отвечаете, не показываете его трудности, так как не обращаетесь к каким-то конкретным моментам. Например, как он отказался давать присягу Пугачеву и его чуть не убили.

2. Не сваливайтесь в пересказ.

Одна из самых распространённых ошибок, которую 11-классники делают в аргументах - это использование пересказа вместо анализа. В этом случае аргумент получается огромным, а толку от него нет, так как, просто пересказывая текст, вы не доказываете мысль своего тезиса, не выделяете главного, а говорите обо всем подряд. Если произведение маленькое, например, рассказ, то это не страшно, но, если это повесть или роман - уже проблема.

Например: на тему о произведениях искусства, которые не подлежат забвению вы берете роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и вместо того, чтобы говорить конкретно о произведении Мастера, начинаете рассказывать о том, что дьявол приехал в Москву и что из этого вышло.

-3

3. Обязательно указывайте и перепроверяйте несколько раз: ФИО автора, полное название произведения, его жанр, ФИО действующих лиц, суть конфликта произведения или конкретной сюжетной линии.

Если этого не сделать аргумент будет бездоказательным, а ошибки, при условии, что вы их допустите, будут фактическими. За несколько фактических ошибок по аргументу ставится 0. За два нулевых аргумента ставится незачет по критерию К2, то есть доказательность, использование текста, а значит – общий незачет.

4. Для аргументации очень нежелательно брать пример из жизненного опыта, если вы претендуете на все 5 зачетов.

То, что прокатывало в 9 классе, когда вы выдумывали какой-то пример, вроде как произошедший с вами, теперь оцениваться не будет. Даже оговорки, которые есть в направлениях этого года: «Я и другие» и «Время перемен» не будут работать, если вы напишете аргумент по типу «Как я провел каникулы у дедушки…». Запомните, что хороший пример из жизни гораздо сложнее написать, чем пример из литературы. И еще немаловажный факт – если вы хотите получить допбалл в институте за итоговое сочинение, всегда берите литературные аргументы.

5. Для аргументации можно брать как примеры из классики, так и из современной литературы. Как из русской, так и из зарубежной. Здесь никаких ограничений нет. Можно даже ссылаться на мемуары или публицистику, то есть очерки, эссе, рецензии журналистов и литераторов.

Главное не говорить обо всем этом очень обще или пересказывать, а четко выделять главную мысль.

Например, по направлениям «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» или «Время перемен» можно брать западные антиутопии Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту», Джона Оруэлла «1984». По направлению «Забвению не подлежит» можно брать мемуары известных людей.

-4

6. Не берите для аргументации произведения не вашей возрастной категории, то есть 18+, даже если оно вам очень нравится.

Если не уверены, к какой категории относится произведение, проверьте с помощью любого книжного сайта, там будет указано ограничение, если оно есть. Проверяющие такой аргумент не пропустят.

7. Не допускайте этических ошибок! Этическая ошибка – это неуважение по отношению к автору, указываемым героям или произведению в целом.

Самая распространенная – вы говорите об авторе и не указываете его имени отчества или инициалов, это рассматривается как неуважение, то же касается и героев. Более экзотическая – вы называете героев дураками, идиотами и т.д. За такую резкую негативную оценку вам точно снизят баллы.

-5

8. Не допускайте речевых ошибок, следите за тем, чтобы ваша речь была разнообразна. Речевая ошибка – это ошибка, связанная с неверным или не самым удачным употреблением слов.

Основные: это лексическая избыточность, то есть плеоназм, тавтология, лексическая недостаточность, лексическая несочетаемость, то есть неверное употребление паронима, омонима, синонима и т.д. Не используйте постоянно только простые или, наоборот, очень сложные предложения. Это утомляет, а много подобных ошибок приводит к незачету по критерию К4 – качество речи.

Удачных сочинений! И да пребудет с вами сила.)