Найти тему
victor voronov

Почему так легко "орда" кочевников смогла завоевать Киевскую Русь.

Да вы и без нас друг друга перебьёте.
Да вы и без нас друг друга перебьёте.

Почему так легко «орда» кочевников смогла покорить Киевскую Русь.

Если будете в ненависти жить, в распрях и ссоре, то

погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов

своих, которые добыли её трудом своим великим…

Ярослав Мудрый сукиным детям.

После смерти Всеволода великим киевским князем, согласно лествичному порядку престолонаследия, стал Святополк Изяславович – сын старшего из Ярославичей. До этого он княжил в Турове. А Владимир Мономах вступил в дрязгу с князем Олегом. Тот приходился сыном покойному Святославу Ярославичу (великий киевский князь в 1073 – 1076 г.) Олег объединился с половцами и напал на Чернигов с целью захватить город и стать князем. Жители под руководством Мономаха сопротивлялись 8 дней, затем Владимир сдался. Он передал княжение Олегу, а сам ушёл в Переславль и княжил там до 1113 г.

Владимир Мономах (1053 – 1125) – приходился сыном великому киевскому князю Всеволоду, скончавшегося в 1093 г. При жизни отца сидел на княжении в Смоленске и Чернигове. Обладал большой властью и фактически считался соправителем родителя. Свое прозвище получил благодаря матери, которая приходилась дочерью византийского императора Константина IX Мономаха (1000 – 1055).

Святополк, став великим князем, окружил себя абсолютно новыми людьми. Вместо соратников и друзей Ярославичей у киевского престола собралась публика, которая радела не о величии Руси, а о собственном кошелке. Это были хитрые, алчные и бессовестные люди (ещё их Радой кличут). В результате этого финансовые расходы значительно возросли, и чтобы добыть деньги, Святополк пригласил в Киев евреев-ростовщиков. Те построили синагогу и начали проводить в жизнь свои финансовые операции, ссужая денежные средства киевскому князю.

Ростовщики, естественно, быстро освоились и сообразили, что с таким контингентом можно делать бизнес и сделали князю предложение, от которого он не мог отказаться. Самым выгодным бизнесом во все века и задолго до рождества христова, считалась работорговля. И кредиторы начали подталкивать Святополка к войне, со всеми вытекающими отсюда последствиями, в смысле с захваченными в рабство пленными. Москвы тогда ещё не было, с Новгородом связываться было опасно, и Святополк решил развязать войну с половцами. И призвал для этого Мономаха со своей дружиной. Как вы помните, тот сидел в Переславле, после того как его выперли половцы из Чернигова.

Кампания против половцев, в целом оказалась неудачной. Половцы как раз находились в районе современных Луганска и Донбасса, и с тех пор киевским богатырям не везёт с этим проклятым местом. Закончилась она миром, который скрепила женитьба Святополка с дочерью половецкого хана.

В 1097 г. в Любече состоялся княжеский съезд (круг). Он положил начало новой политической форме существования страны. На съезде порешили, что «каждый да держит отчину свою». То есть – каждый сам за себя.

-2

На съезд в Любиче.

Как узнали об этом «татаро-монголы» - не понятно? Видать, тоже были свои люди в совете.

Киевская Русь начала превращаться в конфедерацию абсолютно независимых княжеств. На том целовали крест.

Но лишь закончился съезд, как князь Давид Игоревич, при полном попустительстве Святополка, схватил князя Василька Теребовльского и велел его ослепить. Инцидент возмутил всех, но Давида лишь в 1110 г. отправили княжить в маленький Бужск. В ссылку. Политика, проводимая Киевом при Святополке (и всех последующих князей) была настолько далека от интересов всего мира русского, что это привело к тому, что даже далёкие от Киева и от реальной власти люди, решили свергнуть власть Киева и спасать страну от разорения и гибели.

Война с половцами велась с целью захвата пленных. При этом гибли русские люди, причём, с обеих сторон, а наживались евреи-ростовщики для которых наши киевские братья устроили войну с донецкими половцами, только потому, что халифы багдадские очень любили голубоглазых блондинок.

Существующем беспределе князей и его окружении, были недовольны и сами киевляне. Сами они рабами не торговали, поросят кормили яблоками, а все гроши просаживали в винокурнях, которыми владели предки Коломийца и Ахметова.

А киевские князья, после того как разделили всю Русь на отдельные вотчины, начали яростную битву не на жизнь, а на смерть, все против всех, но за единую и неделимую.

В 1096 г. Святополк и Владимир Мономах начали военные баталии с князем Черниговским, Олегом Святославовичем. Сначала они осадили Олега в Чернигове, затем в Стародубе и заставили его заключить мир, навязав свои условия. Олег на словах пообещал выполнить условия, но обратился за помощью к половцам. Те, до поры до времени, выступали вроде третейских судей. В мае 1096 г. половцы перешли Трубеж (река) и осадили Переяславль, вотчину Мономаха. Мономах немедленно бросил все свои дела и помчался вызволять свои амбары, доверху набитые провиантом. Половецкие князья во главе с тестем Мономаха – Тугорканом – вышли навстречу киевским ратям, но были порублены на месте, как завещал великий Вещий Олег, когда приплыл к Киеву с князем Игорем. В ответ половцы опустошили окрестности Киева.

В исторических летописях, как-то не принято вдаваться в подробности фраз «опустошения» и «разорения» окрестностей городов. И уж тем более, если речь идёт о лютых врагам, какими предстают половцы в скрижалях историков, то, картина разорения рисует в нашем мозгу горящие избы, истошно кричащих женщин и толпы пленных парней с колодками на шее. Такими изображены нашими историками все набеги половцев, печенегов, а позже и татаро-монголов и всех кочевников, которые только тем и занимались, что совершали набеги на русские сёла.

Среди фильмов на данную тему, есть такой эпизод, когда хан кочевников говорит своему подрастающему сыну: «Смотри, сын. Сейчас это просто рабы. Но через некоторое время, они станут твоими лучшими воинами». Так что воинами не рождаются, воинами становятся. А призывная комиссия, в те времена, действовала более эффективными методами, чем теперешняя. Видимо призывников в армию нынче бреют наголо, а раньше ещё и колодки на шею одевали.

В 1097 г. по решению Любечского съезда князей – потомков Ярослава Мудрого – Святополк получил Киев, Туров, Слуцк и Пинск. На этом съезде князья практически раздробили Русь на отдельные вотчины, то есть провели первую приватизацию земель и людишек, и каждый получил лакомый кусочек на прокорм себя и своей оравы, не держащих в руках мотыги. И сразу же началась грызня, обычная для всех потомков рюриковичей, которая и началась с убийства варягов, приглашенных для того, чтобы помирить дерущихся между собой князей.

Интересно, что в Киевской Руси князья не имели определённого земельного участка, и целиком зависели от милости Великого князя, который назначал удел на прокормление по своему усмотрению. Земля находилась в руках бояр-вотчинников, институт которых образован из племенных вождей родоплеменной Руси. Точно такое же положение существовало и в соседней Польше. Первое посвящение в рыцарский статус зафиксировано в 1025 г. при короле Болеславе Храбром. В рыцари принимали даже рабов, которые воинскими подвигами заслужили право на подобную милость. Но правом на землю никто из польской шляхты не обладал, так как это было целиком воинское сословие, и закрепление на землю лишало бы их возможности служить. Но уже при князе Болеславе Кривоусте в XII веке, шляхта выдвинула требование на землю, а точнее на крестьян на ней проживающих, чтобы они содержали своего «владыку» (именно так назывались воины, владеющие землёй). Абсолютно тоже самое произошло и в Киевской Руси. Произошло, можно сказать, освобождение от «крепостничества» Великого князя, и теперь каждый князь распоряжался своей вотчиной по своему усмотрению. Не знаем, как там обстояло дело в Польше, но на Украине этот процесс пошёл вовсе не по европейскому сценарию.

Сразу после съезда князь волынский Давыд Игоревич с попустительства Святополка схватил и ослепил князя Теребовльского Василька Ростиславовича. И теперь уже против самого Святополка выступили Владимир Мономах, Давыд и Олег Черниговский Святополк нашёл способ ублажить всех князей, благодаря своим спонсорам, а когда князья разъехались по своим хуторам, напал на Давыда Игоревича. Святополк осадил город Давыда Владимиро-Волынский. Через семь недель осады Давыд покинул город, передав его Святополку. После этого Святополк попытался отобрать у Володара и Василька Ростиславовичей их Червенские города. Святополк пригласил венгров, а Ростиславовичи заключили союз со своим бывшим врагом, ослепившем Василька, Давыдом Игоревичем, который получил помощь у половцев. Потому и не стал Святополк наказывать Давыда, совершившего такой беспредел, что у того была сила помогущественнее – половецкая степь. Святополк с венграми были разбиты, а Давыд получил обратно свой Владимиро-Волынск.

В августе 1100 г. Святополк, Мономах, Давыд и Олег Святославичи собрались на съезде в Уветичах и заключили между собой союз. На совете решили, что Давыд Игоревич должен передать Владимиро-Волынск Святополку. В обмен он получал Бужск, Дубно, Чарторыйск. Позднее Святополк обменял эти города на Дорогобуж, а когда Давыд умер в 1122 г., отобрал у его сына и этот город.

На съезде также приняли решение отнять у Василька Теребовль и передать и его Святополку. Но Василько и его брат Володарь не признали решение съезда, а начать с ними войну князья не решились, так как их поддерживали половцы. То есть, рейдерским захватам киевских князей всё время кто-нибудь мешал: то половцы, то ещё какие-то совершенно дикие обитатели Волго-Донских степей. Короче – генетический мусор.

В 1100 г. против Святополка выступил его племянник, Ярослав Ярополкович, претендовавший на Владимиро-Волынск. Подавив выступление, Святополк посадил племянника в темницу, где тот, в конце концов, скончался.

То есть говорить о каком-то согласии и стремлении к объединению киевских князей, не придёт в голову ни одному грамотному человеку, который возьмёт на себя труд, почитать историю Древней, как носки шахтёра, (Киевской) Руси.

Святополк стремился поддерживать союз только с переяславским князем Владимиром Мономахом, и даже женил своего сына Ярослава на его внучке. Дочь Сбыславу он выдал замуж за польского короля Болеслава, а другую – Предславу, за венгерского королевича.

Чтобы собраться с силами в войне против половцев, князья, как всегда, сначала заключили с половцами мир в 1101 г. на вечные времена. А уже в 1103 г. Святополк и Мономах на встрече у Долобского озера договорились о совместном походе в половецкие степи. В том же году объединенная русская рать разгромила половцев, захватив огромную добычу. Уничтожив главные силы половцев и оставив их без скота, князья ещё несколько раз совершали походы в половецкие степи, пока кочевники не ушли дальше на восток. Поближе к «татарам».

Менее успешной была внутренняя политика Святополка. В памяти киевлян он остался сребролюбивым и скупым, ради наживы готовым на любые ухищрения. Князь закрывал глаза на многие злоупотребления ростовщиков и сам не брезговал спекуляцией с солью. В его правление многие киевляне были разорены и попали в долговую кабалу.

В 1113 г. Святополк почил. И сразу началось народное восстание. Народ пошёл грабить дома наёмников и лавки евреев-ростовщиков. Естественно, те сразу послали за Мономахом. Тот явился к киевлянам с небольшим отрядом, но потребовал, чтобы народ прекратил бунт, а евреев перестали убивать. Киевлянам было обещано справедливое решение еврейского вопроса. И действительно, на княжеском суде в Выдобиче этот вопрос был поднят. Мономах заявил, что евреи нажили своё имущество неправедным путём. Однако конфисковываться оно не будет. Но евреи должны уехать туда, откуда они явились. А явились они из Крыма где вместе с греческими купцами составили конкуренцию генуэзским купцам. Очень долго они ждали удобного случая, чтобы вернуться на лакомое место и Мамай им такой шанс хотел преподнести на блюдечке с голубой каёмочкой.

Новый киевский князь решил и половецкую проблему. В результате общерусского похода половцы были разбиты на Донце. В 1116 г. сын Владимира Ярополк разгромил половецкие вежи на Дону. В 1120 г. Ярополк снова пошёл на Дон, но половцев уже не застал. Они ушли далеко в степь. Через сто лет их потомки вернутся и отомстят за смерть своих предков (на Калке), и заодно посчитаются с теми половцами, что остались служить человеку настолько бесчестному, что его канонизировали как святого.

После своей смерти Мономах оставил после себя восемь сыновей и четыре дочки. Трон великого князя занял его старший сын Мстислав, прозванный Великим. При нём к Киевской Руси был присоединён Полоцк, а полоцкие князья высланы в Византию. Так что у будущих князей Великого княжества Литовского был свой счёт к Украине.

Да и такое количество наследников, в конце концов, привело к тому, что после смерти Мстислава великая Киевская держава начала быстро распадаться. В тот же год как умер Мстислав (1132 г.) из Византии вернулись полоцкие князья. И Полоцк зажил самостоятельной жизнью. В 1135 г. отделился Великий Новгород и перестал посылать дань Киеву.

До 1139 г. в Киеве княжил брат Мстислава Ярополк, потом следующий брат Вячеслав. Но тут в судьбу киевского великокняжеского престола вмешался черниговский князь Всеволод. Он приходился сыном князю Олегу, который в 1093 г. выгнал Мономаха из Чернигова и стал там править. Всеволод напал на Киев, изгнал Вячеслава и объявил себя Великим князем. Против захватчика выступила вся ветвь Мономахов. Самый энергичный из них Изяслав, приходящийся племянником Вячеславу, пытался вернуть стольный град потомству Мономахов. Однако Всеволод, благодаря уму и жестокости продержался князем до своей смерти в 1146 г. После смерти Всеволода князем стал его брат Игорь. Он оказался человеком недалёким, и не таким кровожадным, чтобы править Киевом. А тем временем Изяслав, приходившийся внуком Мономаху, во главе отряда торков, привёл с Волыни сильное войско. Киевское ополчение покинуло Игоря и тот пытался убежать, но его конь увяз в болоте близ речки Лыбедь.

Речка носит имя сестры основателей Киева, хотя никогда ещё реки не называли именами героев, всегда наоборот. И как только не исковеркали русское слово «лебедь» украинские «мовисты» - и Лыбедь, и Любеч, и лебеда, и либидо, и Лобода.

Игоря схватили и заточили в поруб. Спасать его взялся третий брат Святослав Олегович. Он собрал сильную дружину в Чернигове, чтобы вызволить брата. А тот постригся в монахи.

Чтобы ненавидящие Игоря, даже постриженного в монахи, не убили киевляне, Изяслав велел перевезти его из поруба в храм Святой Софии. Это было святое место, пользующееся правом убежища. Но когда Игоря везли в храм, киевляне отбили его у охраны и затоптали ногами. После этого началась война Киева с Черниговом.

В это же время отделилась и стала самостоятельной Ростово-Суздальская земля. Там правил сын Мономаха Юрий Долгорукий. Он считался законным главой старшей линии Мономахов.

Нет смысла перечислять бесконечные столкновения князей, состоявших в близком родстве. Следует заметить, что Долгорукий тоже правил в Киеве четыре года и умер от яда в 1157 г. А так киевский князь Долгорукий считается историками всего просвещённого мира, основателем Москвы, то киевляне считают себя основателями всея Руси и её окрестностей.

Процесс распада начался ещё после решения князей в 1097 г., положившего начало конфедерации независимых княжеств, что и послужило междоусобной войной между детьми и внуками Владимира Мономаха.

В таком состоянии Киевская Русь и вступила в XIII век.

Вот в таком состоянии Киевская Русь вступила в XIII век.
Вот в таком состоянии Киевская Русь вступила в XIII век.

Все эти сведения дают убедительную картину того, почему центром, вокруг которого объединились другие города, стала Москва, а не Киев. Не только объединить, но и защитить территорию русской земли от нападения и разграбления кочевников, киевские князья были не способны в силу своего менталитета. Потому так легко орда кочевников, состоящая из совершенно разных племён, но объединённая жесткой дисциплиной, смогла захватить огромную страну, в которой каждый стоял только за себя.