Один из самых популярных в мире мифологических героев - Геракл, неоднократно попадал под пристальное внимание психологов, которые анализировали его поступки и личность с точки зрения своей науки. И, разумеется, образ этого героя вдоль и поперек проанализирован в культурологии и философии.
В своей очень интересной книге «Эго и архетип», вышедшей в 1972 году, американский психолог Эдвард Ф. Эдингер (1922 — 1998) рассмотрел греческую мифологию, а одну из глав посвятил Гераклу.
"Мифы о герое описывают стремление к реализации уникальной индивидуальности, то есть движение к тому, чтобы стать носителем все большей степени осознанности," -
пишет Эдингер, предваряя свой анализ героев греческой мифологии и начиная его с Геракла.
Само рождение Геракла, говорит психолог, отражает его героический характер. Здесь выполнены два важных условия: первое - у героя всегда две линии родства (два отца - формально Амфитрион, реально - Зевс, который зачал сына, приняв облик Амфитриона); второе - в младенчестве герой сразу подвергается смертельному испытанию (в случае Геракла это змеи, насланные Герой).
Чудесный ребенок, будущий герой, находится в мистическом контакте "с источником необычайной силы". У Геракла это сыновья связь с Зевсом, главным из богов. При этом желанию героя обрести индивидуальность противостоит фактически весь мир, то есть становление личности происходит в титанической борьбе как с внешним миром, так и с самим собой.
На пути личностного развития становящееся Эго подвержено неконтролируемым вспышкам бессознательной энергии, что может быть очень опасно. Например, в приступе гнева юный Геракл убил учителя музыки Линуса и был за это наказан.
Гера, как главная ненавистница Геракла, всю жизнь не оставляла его своим вниманием и насылала на него приступы безумия. Находясь в одном из них, Геракл убил свою жену и детей. Этот эпизод Эдингер называет центральным в данном мифе, потому что только подобное по масштабу событие может дать толчок мощным трансформациям "сырой" энергии во что-то организованное и осмысленное.
Жажда искупления ведет Геракла к Дельфийскому оракулу, от которого он ждет совета. Оракул молчит, но в конечном итоге Зевс дает своему несчастному сыну указание: Геракл должен совершить 12 подвигов. Словами психолога, это означает «стать рабом индивидуации».
Будучи юнгианцем, Эдингер видел в подвигах Геракла встречу с бессознательным в различных его аспектах. В короткой статье в Дзене нет возможности рассмотреть каждый подвиг в таком контексте. Так что отсылаю к книге самого Эдингера, где довольно кратко и совершенно понятно объяснены все эти аспекты.
Жмите на виджет и выбирайте понравившееся вам издание книги Эдингера. И, кстати, не надо думать, что, выставляя тут виджеты книг, я зарабатываю этим какие-то бешеные деньги.)) Если и идет какая-то сумма, то это максимум несколько рублей.
Читайте еще на моем канале:
Мой старый шуточный пост из ЖЖ про зайчика в философском контексте
Роль жертвоприношения в культуре: точка зрения Рене Жирара
В другом моем блоге:
Девичья честь и ее отсутствие: как это показано в искусстве
Из блога мужа:
Топ-3 моих любимых советских газировок. Давайте вспомним их вкус!