Когда стало ясно, что ядерные испытания рано или поздно будут запрещены, специалисты, занимавшиеся разработкой оружия, переключились на поиск мирного применения ядерных взрывов. Эдвард Теллер, директор Ливерморской национальной лаборатории и создатель американской водородной бомбы, был горячим сторонником «мирных» ядерных взрывов, полагая, что они не попадут под запрет. Американская программа «мирных» ядерных взрывов называлась «Плаушер» (в переводе – «лемех плуга»). Название явно отсылало к библейскому изречению: ≪И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать≫ (Исаии 2, 4).
Первым этапом операции «Плаушер≫ должен был стать предложенный в 1958 году проект «Чериот≫ – создание глубоководной гавани на Аляске, близ Пойнт Хоуп, длиной в милю и шириной в полмили. Это было только началом масштабного плана преобразования географии планеты – с помощью ядерных взрывов планировалось расширение Панамского канала или создание альтернативного.
Предполагалось, что порт на Аляске будет использован для вывоза местных природных ресурсов. Для создания гавани предполагалось использовать две мегатонные бомбы и четыре по 100 кт. Все это вместе составило бы почти половину мощности всех боеприпасов, применённых во время Второй мировой войны. Деловые круги Аляски были не в восторге от проекта. Новый порт планировался в 300 милях от Нома, и в течение 9 месяцев в году им было бы невозможно пользоваться из-за льдов. Теллер, тем не менее, отстаивал свой проект и пытался найти ему экономическое обоснование, для чего встретился с Георгом Роджерсом, экономистом. Роджерс так описал эту встречу: ≪Я заметил, что местные жители зависят от охоты на морского зверя и на карибу. Он сказал, хорошо, теперь им придётся изменить свою жизнь. Я спросил, что им теперь придётся делать. Он сказал, когда будет гавань, мы организуем угольные шахты и они смогут стать шахтёрами≫.
Проект поначалу поддержали, но после более внимательного рассмотрения отвергли. Эскимосы поселения Пойнт Хоуп не пожелали становиться шахтёрами, и община выступила против инициативы, а бизнес не спешил вкладывать деньги в портовые сооружения. Кроме того, не в восторге оказалась и советская сторона – в это время готовилась почва для подписания договора о запрещении ядерных испытаний, и в подобном проекте в СССР увидели уловку, придуманную, чтобы обойти запрет.
Теллер продолжал продвигать свой план: по его словам, речь шла о ≪начале великого искусства инженерной географии, чтобы изменять вид земли для своего удовольствия≫. ≪Если ваша гора стоит не на том месте, просто отправьте нам открытку≫, – хвастливо заявлял он в своих публичных выступлениях на Аляске.
В рамках операции «Плаушер» с 1961 по 1973 год было проведено 27 взрывов. В 1992 году история проекта «Чериот» снова всплыла – на Аляске было обнаружено хранилище радиоактивных отходов. Как выяснилось, радиоактивные материалы использовали для проведения экспериментов на местности.
В СССР проекты масштабного преобразования природной среды, как правило, находили поддержку руководства страны. С началом ядерной эры в руках экспериментаторов оказался новый мощнейший инструмент – времена тачки и «беломорского форда» ушли в прошлое. Теперь для прокладки новых каналов предполагалось использовать термоядерные бомбы. В 1960-е вернулись к старой идее – перекинуть часть стока северных рек в бассейн Волги, с тем чтобы не допустить обмеления Каспия. К реализации проекта приступили в начале 1971 года. Предполагалось взорвать около 250 ядерных зарядов, чтобы проложить водный путь длиной 112 км через водораздел Печоры и Камы. 23 марта 1971 года на севере нынешнего Пермского края (370 км к северу от Перми) были взорваны три заряда общей мощностью 45 кт (эксперимент «Тайга»). В результате образовался котлован длиной около 700 метров, после он заполнился водой, разумеется, радиоактивной. Также произошло распространение радиоактивных частиц. В Швеции были обнаружены радиоактивные продукты взрыва, и СССР обвинили в нарушении Договора о запрещении ядерных испытаний. На этом опыты были остановлены.
Примечательно, что в СССР подобные проекты проводились в условиях секретности, и, в отличие от США, они не становились предметом публичной дискуссии. Лишь в эпоху перестройки поворот северных рек оказался одной из важнейших тем обсуждения. Под давлением общественности проект был остановлен, хотя и сейчас в СМИ порой возникают идеи его реанимации. Что же касается уровня Каспия, то с 1978 года он повышается.
Всего в СССР с 1965 по 1988 год было произведено 124 «мирных» ядерных взрыва, часть из них – на крайнем севере страны (Архангельская и Мурманская области, Якутия, Ханты-Мансийский АО, Ненецкий АО, Коми). Цели их были различны – сейсмозондирование, интенсификация добычи нефти и газа, создание подземных полостей, дробление руды и др.
Спасибо, что дочитали статью до конца!
Если Вам интересна история Арктики, то рекомендуем к прочтению книгу Рамиза Алиева "Изнанка белого". Заказать книгу можно на сайте издательства "Паулсен" www.paulsen.ru.