Найти тему
Наталья Баева

Живые "предки" литературных героев - 2.

Когда в Портсмуте открылся частный кабинет "врача и хирурга" Артура Конан-Дойля, это событие прошло незамеченным, пациентов у начинающего эскулапа можно было пересчитать по пальцам. Стену кабинета украшал фотопортрет Джозефа Белла, профессора медицины, учителя Артура. Феноменальный был человек - любимец всех студентов! Стоило только больному появиться на пороге, мистер Белл тут же сообщал не только его диагноз, но и подробности его частной жизни, и факты биографии! Это казалось чем - то сверхъестественным... А что если написать рассказ о человеке с "рентгеновскими" глазами?

Джозеф Белл
Джозеф Белл

Но в рассказе у него должна быть какая-то другая профессия потому, что таких врачей больше нет! Обыкновенный средний врач может быть в лучшем случае его помощником... Вот таким, как майор Вуд, с трудом нашедший себя в мирной жизни. Интересно, что сам профессор Белл, хотя и был польщён своей ролью прототипа великого сыщика Шерлока Холмса,

-2

всё же указывал, что метод работы у Холмса - да, действительно его. И внешность - тоже. Но вот характер... Характером автор наделил его своим собственным! Ещё один прототип Холмса - сам его автор. Сэр Артур Конан-Дойль.

Артур Конан - Дойль
Артур Конан - Дойль

***

"Отец Гавроша" - так подписал одно из своих писем Виктор Гюго. Но как звали Гавроша при жизни?

Вот на этот вопрос затруднился бы ответить и сам автор. Жозеф Бара? Агриколь Виала? Дети народа, дети революции, образы которых к моменту написания романа "Отверженные" стали уже легендой - ведь они жили и сражались почти за полвека до событий, описанных в книге. Парижские мальчишки были тогда повсюду - в толпах, штурмующих Бастилию и королевский дворец, во главе марсельцев с барабаном, на баррикаде со знаменем, на переправе под огнём неприятеля... И сколько маленьких героев погибли безымянными! "Мальчишки бились, как великаны". Легенды о подвигах маленьких парижан продолжали жить в устной традиции и многие годы спустя. Одну из них записал Андерсен и превратил в рассказ "Маленький бедняк на троне Франции". ... Мальчуган погиб в самый блистательный день победы, при штурме королевского дворца. Смертельно раненый, он упал в тронном зале, и его, истекающего кровью, положили на трон, обернув бархатом раны. Кровь струилась по королевскому пурпуру... "Предсказал ли кто-нибудь этому малышу ещё в колыбели: "Ты умрёшь на троне Франции?!" И точно такого же сорванца Гюго видел сам в июльские дни 1830 года на Елисейских полях. Мальчик был привязан к дереву "чтобы не убежал", как пояснил писателю усатый капрал. Его должны расстрелять. Гюго едва поверил своим ушам: казнить ребёнка?! Оказалось, этот оборвыш отправил на тот свет капитана, убив его наповал. Удивительно, но по словам "отца Гавроша", даже лицом маленький герой был очень похож на мальчишку с картины Делакруа...

***

Ну кому и что в Париже могло сказать имя "Шарль де Батц Кастельмор"? Восемнадцатилетний дворянчик придумал, как придать себе больше важности: при дворе знают его двоюродного родственника, но этот кузен сейчас сражается в Испании. Наверное, никто не возразит, если безвестный провинциал назовётся его фамилией? "Д*Артаньян"...

д*Артаньян в 1649 году (время действия романа "Двадцать лет спустя")
д*Артаньян в 1649 году (время действия романа "Двадцать лет спустя")

Невинное самозванство мало помогло хитрецу, путь в жизни он себе пробивал не хитростями - шпагой. Известность и слава не заставили себя ждать - в первом же деле удалось отличиться так, что об этом написали все Парижские газеты! На воротах осаждённой крепости Аррас, в которой укрылись испанцы, было написано: "Когда французы возьмут Аррас, мыши съедят кошек". Д*Артаньян ухитрился замазать слово "возьмут" и поверх написать "сдадут". Проделал он это, за неимением кисти, перьями собственной шляпы, обмакнув их в краску.

Везде, где французские войска вели битвы Тридцатилетней войны, д*Артаньян был в первых рядах. А затем, став мушкетёром, навсегда связал свою судьбу с кардиналом Мазарини. Не раз хитрость и смекалка солдата выручали всесильного кардинала и маленького короля! В дни восстания 1648 года именно д*Артаньян ухитрился провезти сквозь толпу вооружённых, но ничего не подозревающих горожан переодетых кардинала, короля и королеву.

А в кого только ему не приходилось переодеваться самому, выполняя секретные поручения, проникая в одиночку в осаждённые крепости! Путешествовал под видом нищего, купца, слуги, немощного старца, монаха... Однажды прибежал в лагерь противника на разведку, прикинувшись дезертиром! И здесь его опознал испанский офицер. Приказ был категоричен - расстрелять! Но удалось бежать.

При этом слепым исполнителем чужой воли этот симпатичный вояка не был никогда. Он ещё мог согласиться получать деньги за дело, которое делали другие (король доверил ему ответственный пост "Смотрителя королевского птичника"!), но стать инспектором тюрьмы?!

- Я предпочту быть последним солдатом Франции, нежели её первым тюремщиком!

Жизнь, полная приключений, и героическая смерть. В бою. И всё же... Разве мог Шарль Кастельмор или, как он самовольно назвался, "граф д*Артаньян", рассчитывать на вечную память в потомстве? Разве мог он предположить, что через два столетия родится Александр Дюма - тот, кто подарит ему бессмертие? И не только ему, но и его сослуживцам! Не друзьям, а просто товарищам - ведь вместе они могли находиться только в течение нескольких месяцев 1643 года. Подлинных сведений о них сохранилось очень немного, достоверно известно лишь то, что все трое были мушкетёрами.

Арман де Селлек д*Атос был смертельно ранен в уличной стычке вскоре после того, как в полк мушкетёров был принят Исаак де Порто. А Анри д*Арамиц - племянник капитана де Тревиля. И это почти всё...

Отдадим должное мастерству писателя - создателя великолепной четвёрки!

Однако будет несправедливо обойти вниманием и их противников? Миледи...

Многоликий ангел с десятком имён...помнила ли она сама, какое из них - подлинное? Не потому ли её титул превратился в прозвище?

Красива, умна , бесстрашна, артистична. И единственный "минус" этого характера, перекрывающий все плюсы - ЭГОИЗМ. Самый махровый, ничем не прикрытый, концентрированный! Абсолютная неспособность любить никого, кроме себя.

Неужели такой характер можно выдумать? При достаточном воображении - наверное, да. Но Дюма прекрасно знал золотое правило писателя: "Придумать типаж невозможно. Надо описать живого человека - и получится типаж". У миледи было два живых прототипа. У одной дамы - современницы Дюма, в биографии монастырь, побег, клеймо... и долгая жизнь - с клеймом - в высшем свете!

Жанна де ла Мотт
Жанна де ла Мотт

Дюма полагал, что колоритная авантюристка Жанна де ла Мотт погибла, а ведь могли встретиться - в очередной раз сменив имя, Жанна перебралась в Россию, в Крым. И сейчас экскурсантам в Гурзуфе показывают Дом Миледи - её последнее земное пристанище.

У другой - современницы мушкетёров, - секретные поручения Ришелье и Карла Первого, бесконечные поездки из Англии во Францию и обратно, совершенная беспринципность и совершенная красота. И - похищение у самого Бекингема двух алмазных подвесков! Это Люси Карлайл, она же Люси Хей, виртуоз шпионажа, двойной и тройной агент!

Люси Карлайл
Люси Карлайл

А Джон Мордаунт - имя подлинное. Согласно Дюма - это сын миледи, одержимый местью за убитую мать. Но в жизни они с леди Карлайл родственниками не были. Хотя знакомы, безусловно, были - встречались при английском дворе, и даже почти одновременно позировали одному художнику, Ван Дейку. Но почему этот человек определён автором в герои - антагонисты?

Джон Мордаунт
Джон Мордаунт

Дело тут в политических симпатиях Дюма - он полагал, что любой революционер - негодяй, и приличных людей среди противников монархии не может быть в принципе! Тем более, если это - аристократ. А барон Мордаунт, лорд Питерборо (таков его полный титул) действительно был другом и ярым сторонником Кромвеля! До казни короля он, правда, не дожил - погиб в самом начале Гражданской войны.

А уникальное создание без характера - Луиза Лавальер? В жизни у королевской фаворитки характер был, да ещё какой! Любила короля, пока он позволял себя любить. На роль отставной любовницы не согласилась.

Луиза Лавальер
Луиза Лавальер

Оставила "милому Луи" троих детей - да и ушла в монастырь на все оставшиеся сорок лет. Там сумела выдвинуться, стать аббатисой. И осталась в памяти современников образцом душевной чистоты, неброского достоинства, совершенного бескорыстия. Правда вспоминали, что у неё вроде бы был жених, который отошёл в тень, чтобы не мешать королю. Виконт де Бражелон...

***

А сколько литературных загадок, видимо, останутся загадками навсегда! Фантастические события, описанные в старинных книгах - была ли у них какая - нибудь реальная основа? Почему авторство некоторых книг (замечательных!) не удаётся доказать? Почему некоторые "прототипы" так оскорблялись, узнав себя в литературных персонажах, что подавали на автора в суд? В том числе и немецкий барон, служивший в русской армии, по имени Карл Фридрих Иероним Фон Мюнхгаузен... Путешествия "вслед за героями книг" - занятие, ничуть не менее интересное, чем знакомство с великими книгами, их авторами и персонажами. Это как визит в лабораторию алхимика, в которой медь превращается в чистое золото!

Начало рассказа здесь: Редактор | Живые "предки" литературных героев. | Яндекс Дзен