Вряд ли кто-то сможет не узнать легендарное изображение серпа и молота, ставшее символом Советского союза в 1918 году. Он красовался не только на флагах, но и венчал флаги и герба союзных республик. Мелькал он и на всевозможных документах, униформах, постройках, денежных знаках.
Создателем символа стал художник Е. И. Камзолкин, вложивший в его значение единение пролетариев - рабочих и крестьян. Предпосылками к изобретению конфигурации стали первомайские торжества. Именно на Первомай молодым художникам было дано задание украсить Серпуховскую площадь.
Двуглавый орел уже тогда себя исчерпал, а новыми эмблемами правительство на тот момент пока еще не обзавелось. Как рассказывал художник, идея эта далась ему с огромным трудом. Ведь страна была еще молодой, и то, как выразить ее "душу", вызывало сомнения.
Интерпретаций символики было много. Это и серп с плугом, и серп с вилами или граблями. Однако в точку не попадало ничего. В итоге лучшим решением стал серп с молотом внутри. Именно такая композиция лучше всего раскрывала единство рабочих и крестьян, которому пел оды сам Ильич.
Однако некоторые исследователи сошлись во мнении, что не все так просто с символикой. Некоторые в ней даже углядели скрытый смысл и намек на негативный сценарий жизни СССР.
Натолкнула на подобные размышления сама личность художника. Родился он в зажиточной купеческой семье, никогда не относил себя к числу коммунистов, а его политические взгляды и вовсе были покрыты тайной.
И все бы ничего, но Камзолкин был ярым поклонником египетской мифологии и состоял в обществе Леонардо да Винчи. А последний, для справки, успешно состоял в тайной организации "Приорат Сиона".
Предположительно, художники под покровительством общества не только получали от него поддержку в организации выставок, но и разделяли взгляды своего кумира.
Поэтому вполне закономерно, что возник вопрос о том, а что именно хотел сказать своим произведением Евгений Иванович? А не вложил ли он в него тайный, мистический смысл?
Если углубляться в суть ситуации, то эти два предмета, серп и молот, трактовать можно по-разному. Так например, часть исследователей в первую очередь ассоциируют элементы символики СССР с мистическим символом масонов - зубилом и серпом. Первое означает четко поставленную цель, второе - бескомпромиссное действие, направленное на ее достижение.
Найти значение знаков можно и в мифологии, которой, собственно, и увлекался сам создатель.
Богиня Мара (богиня смерти) нередко держала в левой руке серп, богиня индусов Кали (все также негативно настроенная), судя по ее изображениям, тоже питала слабость к этому орудию. Да что и говорить, именно с серпом (не с косой, как это привычно сейчас) в Средневековье принято было изображать Смерть.
Некий похожий предмет присутствует и в руках бога Египта Сета. И именно с ним связаны разрушение и хаос.
Если говорить о молоте, то первый, кто с ним ассоциируется, то это Тор. Божество, рядом с которым всегда присутствуют молнии, бури и гром. В Китае и Индии молот все также не предполагает ничего хорошо, потому как символизирует разрушительную силу зла.
Даже в древнеславянской мифологии можно отыскать бога Сварога, в качестве кузнеца выковавшего серп посредством молота.
В связи с этим многие ученые олицетворяют символ Советского Союза, как конец мирной жизни и торжество злых сил. Другие говорят о власти над временем и пространством.
Сам же Камзолкин уверял, что ничего потустороннего в эмблему не вкладывал, за исключением общепринятого ее понятия.