Сегодня в одной из социальных сетей появилась публикация популярного психолога Людмилы Петрановской.
Людмила Петрановская – известный семейный психолог-педагог, руководитель проектов на тему взаимоотношений в семье, лауреат премии Президента РФ.
Наиболее популярна и известна ее серия книг о связи родителей с ребенком «Тайная опора» и «Если с ребенком трудно».
Публикация в инстаграме на момент написания этой статьи уже собрала более 75 тысяч лайков и более 2000 комментариев.
Тема статьи весьма щекотливая – Петрановская призывает полмиллиона своих подписчиков НЕ УЧАСТВОВАТЬ в призывах из «каждого утюга» собрать подарки в детский дом или устроить праздник, чтобы порадовать сирот.
Автор уже 20 лет занимается темой сиротства и потому считает себя экспертом для столь вызывающих утверждений.
Дословно: «НЕ УЧАСТВУЙТЕ В ЭТОМ ФАРСЕ».
Давайте разберем, что Людмила Владимировна называет фарсом.
В магазинах под праздники (особенно под Новый год и первое сентября) звучат призывы купить мелкие подарки и оставить их в специальном месте. Для вас мелочь, а ребенку приятно.
На самом деле цель этой акции – продажи. Причем продажи плохого, часто некачественного товара, который просто так покупатели не берут, и он «завис» на остатках магазина. Его сваливают в прикассовой зоне и продавцов обязывают проговаривать «благотворительную акцию».
Покупатель под праздники щедрый и жалостливый, плюс всегда торопится – и даже если и правда захочет помочь, в целях экономии времени, не пойдет по залу в поисках подарка для сиротки, а купит то, что свалено на кассе.
Подарки эти даже если и дойдут до детдома (что случается не всегда), а там попадут детям (что тоже не факт) детям ничем не помогут.
Детям в детдоме нужна семья, любовь и забота, а не бросовые подарки.
Этими никому не нужными вещами мы не заменим им семью, а лишь успокоим свою совесть. Типа «вот я какой хороший, помогаю детям».
Истинный смысл этих подарков – вот вам подарочки, сидите там, за забором, тихонько радуйтесь и не попадайтесь нам на глаза. Мы хотим праздновать и ощущать себя хорошими людьми.
На деле, утверждает Людмила Петрановская, эти подарки дети обменяют на сигареты и пиво в первый же день.
Они не принесут ребенку радости, но внушат ему, что сиротство – это привилегия. Что ребенка хоть и никто не любит, но ему все должны. У приемных родителей потом уходят годы на то, чтобы сформировать обратную установку.
Ведь своих детей мы воспитываем ровно наоборот – учись, работай, завоевывай, тебе никто ничего не должен в этом мире, у тебя есть только моя родительская безусловная любовь.
Хуже такой «вредительской» благотворительности только показушные посещения известных людей детских домов и организация им «праздника».
Всё проходит очень шумно – много суеты, фотографий, СМИ, подарков и хлопушек. Праздник заканчивается, гости уезжают, обещая вернуться еще и на этом всё…
По словам Людмилы Владимировны дети прекрасно понимают, что происходит: по факту это использование детей, тиражирование «дешевой» сентиментальщины на чувствительную аудиторию.
Психолог призывает своих читателей не поддерживать такие поступки ни публичных личностей, ни блогеров – не ставить на подобные показушные посты лайки, не хвалить в комментариях – ибо все это делается ради привлечения внимания, а не из-за заботы над детьми.
Не надо лезть со своими развлекалочками, если это одноразовая акция. Если хочется помочь по-настоящему нужно помогать профессионалам, которые работают на то, чтобы дети не попадали в детдома или чтобы они скорее обрели семью.
Высказывания в посте, конечно, очень провокационные.
Лично моя первая реакция была – да как вы смеете! Я помогаю, как могу, хоть бы и на кассе в Детском мире и то хорошо!
Но подумав, я поняла, что автор прав – и это мое желание успокоить свою совесть и внести «посильный» мне вклад. Насколько это всё нужно ребенку, я не задумывалась – это конкретно про покупки на кассе Детского мира.
Несколько раз я участвовала в благотворительной акции торгового центра «Мега». Там в декабре на елку вешают картонные открытки, на обороте которых детки из детдома сами пишут, какой им нужен подарок.
Часто там вещи из серии «настольная лампа», «школьный рюкзак» - ну то есть то, что ребенку действительно нужно. Признаюсь, я очень сентиментальна в этом плане, сразу шла и покупала.
Моё воображение тут же рисовало ребенка, который не может читать, потому что у него нет лампы или вот у него порвался рюкзак в середине школьного года и новому просто неоткуда взяться. И даже сейчас, я пишу и у меня наворачиваются слезы.
В комментариях Петрановскую и поддержали и нет.
Кто-то писал, что, мол, да, всё так есть. Кто-то стал просить контакты организаций, которые действительно помогают. Она это сделала.
А кто-то с пеной у рта стал доказывать, что автор не прав и ничего не смыслит в помощи, а они помогали и будут продолжать помогать.
Нашлись и те, кто встал на защиту Детского мира и обвинил Людмилу Владимировну в том, что она тоже привлекает к себе внимание.
Автор очень терпеливо и спокойно отвечает многим комментаторам, что «приятно» для детей не значит полезно. И думая, что делаем добро, мы на самом деле детям вредим.
Но многие с ней не согласны, отвечая, что «когда ещё, как не на Новый год» баловать ребёнка, пусть и чужого. В том-то и разница, что чужого только на Новый год...
Удивительно – пишет автор, что для своих детей мы об этом помним, а для чужих забываем. И вот тут я окончательно с автором согласилась – ведь действительно, купили бы вы своему ребенку такой ширпотреб с кассы Детского мира? Я точно нет.