Найти тему
Вера Кулишова

Подготовка по русскому языку к ЕГЭ 2021. Тренировочные варианты заданий по определению грамматических ошибок в предложениях

В ЕГЭ 2021 по русскому языку содержатся задания на выявление следующих грамматических ошибок в предложениях:

1. неправильное построение предложения с косвенной речью.

Примеры:

Прав был Васька Пепел, сказав о Василисе, что «души у тебя нет».

(В предложении есть косвенная речь души у тебя нет. Косвенная речь не заключается в кавычки, а также меняется форма местоимения, так как это уже косвенная речь: личное местоимение (Iлицо) ТЕБЯ (ты) заменяется на личное местоимение (III лицо) НЕЁ (она): Прав был Васька Пепел, сказав о Василисе, что души у неё нет).

Л.Н.Толстой писал, что, «отбрасывая всякую ложную скромность, утверждаю, что по технике Чехов гораздо выше меня».

(В предложении содержится цитата – дословная выдержка из какого-либо текста, которую использует автор другого сочинения для пояснения своих мыслей. Предложение можно оформить не только как предложение с косвенной речью, но и как предложение с цитатой. Предложение с цитатой: Л.Н.Толстой писал: «Отбрасывая всякую ложную скромность, утверждаю, что по технике Чехов гораздо выше меня». Предложение с косвенной речью: Л.Н.Толстой писал, что он, отбрасывая всякую ложную скромность, утверждает, что Чехов по технике гораздо выше его.

2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Примеры:

Четыре месяца тому назад я, согласно его предписаний, покинул шхуну.

(В предложении есть предлог СОГЛАСНО. Этот предлог, а также предлоги БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР требуют дательного падежа имени существительного, т.е. существительное с такими предлогами должно отвечать на вопрос КОМУ, ЧЕМУ. Значит: Четыре месяца тому назад я, согласно его предписаниям, покинул шхуну).

Иметь семью и детей (согласно русских обычаев) было так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно было трудиться.

(В предложении есть предлог СОГЛАСНО. Этот предлог, а также предлоги БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР требуют дательного падежа имени существительного, т.е. существительное с такими предлогами должно отвечать на вопрос КОМУ, ЧЕМУ. Значит: Иметь семью и детей (согласно русским обычаям) было так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно было трудиться).

Чайка с криками бросилась между волн, плавно скользя по воде.

(В предложении ошибка в употреблении падежа существительного с предлогом: между волн. Существительное отвечает на вопрос между ЧЕМ?, ответ: между волнами).

Между героев возникает искренний разговор: Гринёв отказывается признать в ловком бродяге своего государя и служить ему, а Пугачёв, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, разрешает ему уехать.

(В предложении ошибка в употреблении падежа существительного с предлогом: между героев. Существительное отвечает на вопрос между КЕМ?, ответ: между героями).

Вопреки моего желания служить меня направили в сельскую глушь.

(В предложении есть предлог ВОПРЕКИ. Этот предлог, а также предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, НАПЕРЕКОР требуют дательного падежа имени существительного, т.е. существительное с такими предлогами должно отвечать на вопрос КОМУ, ЧЕМУ. Значит: Вопреки моему желанию служить меня направили в сельскую глушь).

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Примеры:

В романе «Герое нашего времени» три точки зрения, а картина одна, хоть и запечатлённая разными повествователями, но именно оттого трёхмерная по объёму.

(В предложении есть несогласованное приложение, а именно: название романа.

Несогласованное приложение — это приложение, представляющее собой названия фильмов, журналов, книг, организаций и так далее. Такие приложения обычно заключаются в кавычки (кроме географических названий) и пишутся с большой буквы. Например:

Недавно закрылся завод «Горизонт».

Мы долго ждали премьерный показ фильма «Андромеда».

Нам очень понравилось у озера Байкал.

Несогласованные приложения всегда стоят в форме именительного падежа.

ВНИМАНИЕ! Если в предложении есть несогласованное приложение, а главное слово при нём отсутствует, то несогласованное приложение изменяется по падежам (сравните: работая над произведением «История Пугачёвского бунта» и работая над «Историей Пугачёвского бунта»).

Значит: В романе «Герой нашего времени» три точки зрения, а картина одна, хоть и запечатлённая разными повествователями, но именно оттого трёхмерная по объёму (несогласованное приложение – название романа. Употребляется в именительном падеже).

М.А.Булгаков писал роман «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу.

(В предложении есть несогласованное приложение, а именно: название романа.

Несогласованное приложение — это приложение, представляющее собой названия фильмов, журналов, книг, организаций и так далее. Такие приложения обычно заключаются в кавычки (кроме географических названий) и пишутся с большой буквы.

Несогласованные приложения всегда стоят в форме именительного падежа.

Значит: М.А.Булгаков писал роман «Мастер и Маргарита» как исторически и психологически достоверную книгу).

Образ Петра I – центральный в философской поэме «Медном всаднике».

(В предложении есть несогласованное приложение, а именно: название поэмы.

Несогласованное приложение — это приложение, представляющее собой названия фильмов, журналов, книг, организаций и так далее. Такие приложения обычно заключаются в кавычки (кроме географических названий) и пишутся с большой буквы.

Несогласованные приложения всегда стоят в форме именительного падежа.

Значит: Образ Петра I – центральный в философской поэме «Медный всадник».

В повести «Собачьем сердце» профессору удаётся также и обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку.

(В предложении есть несогласованное приложение, а именно: название повести.

Несогласованное приложение — это приложение, представляющее собой названия фильмов, журналов, книг, организаций и так далее. Такие приложения обычно заключаются в кавычки (кроме географических названий) и пишутся с большой буквы.

Несогласованные приложения всегда стоят в форме именительного падежа.

Значит: В повести «Собачье сердце» профессору удаётся также и обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку).

Своей эпопеей «Войной и миром» Л.Н.Толстой опровергал официальную историографию, которая представляла историю как результат единоличной деятельности.

(В предложении есть несогласованное приложение, а именно: название эпопеи.

Несогласованное приложение — это приложение, представляющее собой названия фильмов, журналов, книг, организаций и так далее. Такие приложения обычно заключаются в кавычки (кроме географических названий) и пишутся с большой буквы.

Несогласованные приложения всегда стоят в форме именительного падежа.

Значит: Своей эпопеей «Война и мир» Л.Н.Толстой опровергал официальную историографию, которая представляла историю как результат единоличной деятельности).

Его статью опубликовали в журнале «Новом мире».

(В предложении есть несогласованное приложение, а именно: название журнала.

Несогласованное приложение — это приложение, представляющее собой названия фильмов, журналов, книг, организаций и так далее. Такие приложения обычно заключаются в кавычки (кроме географических названий) и пишутся с большой буквы.

Несогласованные приложения всегда стоят в форме именительного падежа.

Значит: Его статью опубликовали в журнале «Новый мир».

4. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Примеры:

Все, кто приезжают отдыхать на Байкал, мечтают вернуться сюда.

(Это сложноподчиненное предложение. Нужно очень внимательно разобраться в его строении. Выделим придаточное предложение: кто приезжают отдыхать на Байкал. Что мы обнаружили? Ошибку! Кто – подлежащее в единственном числе; приезжают – сказуемое во множественном числе. Так не должно быть, должно быть кто приезжает отдыхать на Байкал. А теперь выделим главное предложение: все мечтают вернуться сюда. В главном предложении не нарушена связь между подлежащим все (множественное число) и сказуемым мечтают вернуться (множественное число).

Будьте внимательны, когда видите предложение, содержащее конструкцию ВСЕ, КТО или ТЕ, КТО. Не путайте сказуемые главной части и придаточной.)

Правильно: Все, кто приезжает отдыхать на Байкал, мечтают вернуться сюда.

Все, кто сидел в зале, замер от восхищения.

(Будьте внимательны, когда видите предложение, содержащее конструкцию ВСЕ, КТО или ТЕ, КТО. Не путайте сказуемые главной части и придаточной: придаточное предложение кто сидел в зале (кто – в единственном числе и сказуемое сидел в единственном числе – ошибки в построении придаточного предложения нет; в главном предложении подлежащее все – множественное число, а сказуемое замер – единственное число – в этом заключается грамматическая ошибка). Правильно: Все, кто сидел в зале, замерли от восхищения.)

Многие из тех, кто любит русский балет, знает имя Майи Плисецкой.

(Будьте внимательны, когда видите предложение, содержащее конструкцию ВСЕ, КТО или ТЕ, КТО. Не путайте сказуемые главной части и придаточной: придаточное предложение кто любит русский балет (кто – в единственном числе и сказуемое любит в единственном числе – ошибки в построении придаточного предложения нет; в главном предложении подлежащее многие из тех – множественное число, а сказуемое знает – единственное число – в этом заключается грамматическая ошибка). Правильно: Многие из тех, кто любит русский балет, знают имя Майи Плисецкой).

5. Ошибка в построении сложноподчинённого предложения.

Примеры:

Зрителям понравился спектакль, поставленный известным режиссёром и который рассказывает о проблемах молодёжи.

Это сложноподчинённое предложение. В нём есть главное предложение - Зрителям понравился спектакль, поставленный известным режиссёром, (здесь ставим запятую, так как закончилось определение, выраженное причастным оборотом поставленный известным режиссёром); и придаточное предложение который рассказывает о проблемах молодёжи. Соединительный союз И введён в текст ошибочно: он не может соединять причастный оборот и придаточное предложение, в этом ошибка в построении предложения. Значит: Зрителям понравился спектакль, поставленный известным режиссёром, который рассказывает о проблемах молодёжи.

6. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Примеры:

Омолаживая людей, «очеловечивая» животных, профессором Преображенским исследуется жизнь, творятся чудеса.

(В предложении есть деепричастный оборот омолаживая людей, «очеловечивая» животных. Действие, которое выражается деепричастным оборотом, может относиться только к подлежащему – существительному или местоимению в именительном падеже. Подлежащее – профессор Преображенский. Правильно будет так: Омолаживая людей, «очеловечивая» животных, профессор Преображенский исследует жизнь, творит чудеса).

Туча заволокла всё небо, и, поднимая пыль на дороге, вдруг повеяло осенью.

(В предложении есть деепричастный оборот поднимая пыль на дороге, а подлежащее, которому можно было бы приписать действие, выражаемое деепричастным оборотом, отсутствует. Правильно будет построить предложение без деепричастного оборота: Туча заволокла всё небо, и вдруг повеяло осенью).

Исчерпав свои физические силы, у русского крестьянина не терялись силы духовные.

(В предложении есть деепричастный оборот исчерпав свои физические силы. Действие, которое выражается деепричастным оборотом, может относиться только к подлежащему – существительному или местоимению в именительном падеже. Подлежащее – русский крестьянин. Правильно будет так: Исчерпав свои физические силы, русский крестьянин не терял силы духовные).

Работая над «Историей Пугачёвского бунта», поэтом были внимательно изучены свидетельства очевидцев.

(В предложении есть деепричастный оборот работая над «Историей Пугачёвского бунта. Действие, которое выражается деепричастным оборотом, может относиться только к подлежащему – существительному или местоимению в именительном падеже. Подлежащее – поэт. Правильно будет так: Работая над «Историей Пугачёвского бунта», поэт внимательно изучал свидетельства очевидцев.

Обратите внимание: в предложении есть несогласованное приложение, а главное слово при нём отсутствует (работая над «Историей Пугачёвского бунта»). В этом случае оно изменяется по падежам (сравните: работая над произведением«История Пугачёвского бунта»).

Вернувшись в Москву, поэма была отдана Гоголем на рассмотрение в Московский цензурный комитет.

(Деепричастный оборот вернувшись в Москву относится к действиям, производимым Гоголем: он, вернувшись в Москву, отдал поэму…). Деепричастный оборот и глагол-сказуемое обозначают действия одного лица. Правильно будет: Вернувшись в Москву, Гоголь отдал поэму на рассмотрение в Московский цензурный комитет).

Проанализировав полученные данные, были сделаны выводы.

(В предложении есть деепричастный оборот проанализировав полученные данные. Как вы знаете, деепричастный оборот и глагол-сказуемое обозначают действия одного лица. Давайте введём какое-либо лицо, которое сделает выводы после того, как проанализирует данные: Проанализировав полученные данные, мы сделали выводы).

Читая стихи, они были выучены нами наизусть.

(Деепричастный оборот читая стихи относится к действиям, производимым какими-то лицами – нами (мы): мы, читая стихи, выучили их…). Деепричастный оборот и глагол-сказуемое обозначают действия одного лица. Правильно будет: Читая стихи, мы выучили их наизусть).

7. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Наиболее удобным и дорогим экипажем была карета, отличавшимся полностью закрытым кузовом, с обязательными рессорами.

Примеры:

(В предложении есть определение для слова КАРЕТА, выраженное причастным оборотом – отличавшимся полностью закрытым кузовом. Определение всегда согласуется с родом, числом, падежом определяемого слова, в данном случае – существительного. В предложении определяемое слово – карета – женского рода, в единственном числе, именительном падеже. Значит, определение также должно быть в женском роде, единственном числе, именительном падеже: отличавшаяся полностью закрытым кузовом… Правильно будет: Наиболее удобным и дорогим экипажем была карета, отличавшаяся полностью закрытым кузовом, с обязательными рессорами).

В Чичикове Гоголь изображает новое зло, незаметно вторгшийся в пределы России и всего мира.

(В предложении есть определение для слова ЗЛО, выраженное причастным оборотом – незаметно вторгшийся в пределы России и всего мира. Определение всегда согласуется с родом, числом, падежом определяемого слова, в данном случае – существительного. В предложении определяемое слово – зло – среднего рода, в единственном числе, винительном падеже. Значит, определение также должно быть в среднем роде, единственном числе, винительном падеже: незаметно вторгшееся… Правильно будет: В Чичикове Гоголь изображает новое зло, незаметно вторгшееся в пределы России и всего мира).

С горечью поэт думает о Николае Корсакове, умершим в Италии, и печалится о том, что друзья не отдали ему дань памяти.

(В предложении есть определение, выраженное причастным оборотом умершим в Италии. Определяемое слово выражено собственным именем – о Николае Корсакове. Определяемое слово стоит в предложном падеже, значит, определение также должно быть в предложном падеже. Правильно будет: С горечью поэт думает о Николае Корсакове, умершем в Италии, и печалится о том, что друзья не отдали ему дань памяти).

В небе слышались крики гусей да журавлей, улетавшие на юг.

(В предложении есть определение для слов ГУСЕЙ ДА ЖУРАВЛЕЙ, выраженное причастным оборотом – улетавшие на юг. Определение всегда согласуется с родом, числом, падежом определяемого слова. Поставим вопрос: гусей да журавлей КАКИХ? – улетавших. Правильно будет: В небе слышались крики гусей да журавлей, улетавших на юг).

Действие пьесы «На дне» происходит в мрачном, полутёмном помещении, похожим на пещеру.

(В предложении есть определение для слова ПОМЕЩЕНИИ, выраженное причастным оборотом – похожим на пещеру. Определение всегда согласуется с родом, числом, падежом определяемого слова. Поставим вопрос: помещении КАКОМ? – похожем. Правильно будет: Действие пьесы «На дне» происходит в мрачном, полутёмном помещении, похожем на пещеру).

В одном из старинных домов, сохранившимися в центре города, открыли музей.

(В предложении есть определение для слова ДОМОВ, выраженное причастным оборотом – сохранившимися в центре города.Определение всегда согласуется с родом, числом, падежом определяемого слова. Поставим вопрос: домов КАКИХ? – сохранившихся. Правильно будет: В одном из старинных домов, сохранившихся в центре города, открыли музей).

8. Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Примеры:

Я знаю и восхищаюсь многими героями войны.

(В этом предложении при двух управляющих словах (в данном предложении такими словами являются глаголы знаю и восхищаюсь) имеется общее дополнение (здесь – многими героями войны). Помните:управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога. В данном случае управляющее слово знаю требует винительного падежа дополнения, т.е. знаю многих героев войны, а управляющее слово восхищаюсь требует творительного падежа, т.е. восхищаюсь многими героями войны. Значит, в построении предложения содержится грамматическая ошибка. Способ исправления такой: при одном из управляющих слов сохраняется дополнение, а при другом используется местоимение, которое заменяет это дополнение. Правильно будет так:

Я знаю многих героев войны и восхищаюсь ими).

Г.Р.Державин уважал и преклонялся перед законом, который олицетворяли самодержцы.

(В этом предложении при двух управляющих словах уважал и преклонялся имеется общее дополнение законом. В построении предложения есть грамматическая ошибка: одно управляющее слово преклонялся согласуется с дополнением (преклонялся перед законом), а вот второе управляющее слово уважал требует от дополнения другого падежа (ведь правильно сказать уважал закон). Помните правило? При одном из управляющих слов сохраняется дополнение, а при другом оно заменяется местоимением: Г.Р.Державин преклонялся перед законом, который олицетворяли самодержцы, и уважал его. Или: Г.Р.Державин уважал закон, который олицетворяли самодержцы, и преклонялся перед ним).

В «Княжне Мери» Печорин выступает перед читателями не только как мемуарист-рассказчик, а и как автор дневника-журнала, в котором точно фиксируются его размышления и впечатления.

(В предложении есть противительный союз А. Он указывает на противопоставление. По смыслу, содержащемуся в предложении, в нём нет противопоставления.

В этом предложении должен быть соединительный союз НЕ ТОЛЬКО…НО И.

Значит: В «Княжне Мери» Печорин выступает перед читателями не только как мемуарист-рассказчик, но и как автор дневника-журнала, в котором точно фиксируются его размышления и впечатления).

9. Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм.

Пример:

Дверь заскрипит, и лесник, нагнув голову, шагнул через порог.

(В сложносочинённом предложении нарушение вида и времени глаголов-сказуемых: заскрипит (что сделает? – будущее время); шагнул (что сделал? - прошедшее время). Если уж лесник шагнул (что сделал?) через порог, то и дверь заскрипела (что сделала?) – действия происходят в одно время: Дверь заскрипела, и лесник, нагнув голову, шагнул через порог).

Пёс виляет хвостом и весело осматривал входящих гостей.

(В простом предложении нарушение вида и времени глаголов-сказуемых: виляет (что делает? – настоящее время); осматривал (что делал? - прошедшее время). Правильно будет: Пёс виляет хвостом и весело осматривает входящих гостей. Или: Пёс вилял хвостом и весело осматривал входящих гостей.

Совет: запомните правила, которые нужно знать при определении грамматических ошибок в предложениях. Их не так и много представляют в заданиях по русскому языку на ЕГЭ 2021.

Желаю успехов!