Найти в Дзене
ФОМ

Как пандемия стала временем возможностей для банков

Оглавление

Крупные банки смогли увеличить кредитный портфель

Пандемия коронавируса оказала неоднородное влияние на банковский сектор: крупные банки из топ-30 смогли заметно повысить эффективность бизнеса в отличие от средних и мелких игроков, сообщается в обзоре рейтингового агентства НКР. Как отмечают аналитики, таково одно из отличий коронакризиса от спада 2014–2015 годов.

Крупные банки в пандемию опередили конкурентов почти по всем бизнес-показателям. Один из них – более устойчивая динамика кредитования. В частности, за апрель–август корпоративный портфель банков из топ-30 вырос на 4%, розничный – на 5%. У остальных банков динамика была отрицательной: -4 и -7% соответственно.

Другой показатель связан с оттоком средств клиентов – крупные банки его практически не ощутили. В апреле–августе вклады населения в средних и малых банках сократились на 7%, а крупные зафиксировали приток на уровне 3%. Однако средства компаний на счетах в топ-30 уменьшились на 1% против роста на 7% в остальных банках.

Кроме этого, банки из топ-30 смогли увеличить маржинальность бизнеса, а небольшие столкнулись с ее уменьшением. По итогам первой половины 2020 года чистая процентная маржа топ-30 банков выросла с 4,1 до 4,5% год к году. Аналогичный показатель остальной части сектора заметно снизился – с 6,5 до 5,4%.

Также пандемия увеличила разрыв между банками по показателю стоимости риска (сумме резервов под кредитные потери в отношении к размеру кредитного портфеля). В первом полугодии стоимость риска крупнейших кредитных организаций составила 2,6% против 3,3% у остальных. Банки из топ-30 активнее реструктурировали кредиты, в том числе крупным заемщикам.

Банки не отказались от расширения сетей

Непродолжительный локдаун и отсутствие новых жестких ограничений позволили российским банкам не отказываться от планов по развитию сетей отделений, отмечает директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Антон Лопатин.

Так, свои филиалы не планирует сокращать Сбербанк. Однако сам формат офисов из-за пандемии меняется: клиенты все чаще предпочитают проводить простые операции онлайн, но по-прежнему хотят обсуждать финансовые вопросы лично в офисе, сообщает пресс-служба банка.

ВТБ с начала года открыл 29 новых офисов. Это офисы нового типа – с видеоконсультациями и записью на определенное время через чат-боты. По словам руководителя департамента администрирования региональной сети банка Вячеслава Грицаенко, они на 40% эффективнее стандартных точек продаж.

Почта Банк до конца 2021 года планирует открыть более 10 тысяч новых точек в почтовых отделениях в небольших городах и сельской местности. «До конца этого года появится 2 тысячи точек обслуживания. Банк есть даже в селах, где живут всего 100–200 человек», – рассказывает председатель правления Почта Банка Дмитрий Руденко.

Как в свою очередь поясняет Антон Лопатин, расширение или оптимизация офисной сети происходят по естественным причинам: банки, которые видят перспективы в других регионах, будут открывать там отделения. Если же банк стремится оптимизировать операционные расходы, а выручка в каких-то городах или регионах ниже, чем требуется, то отделения там будут закрываться.

Он также отмечает, что банкам, как и многим другим компаниям, арендодатели в некоторых регионах временно снизили ставку аренды, что уменьшило операционные расходы. При этом доходы банков восстановились до докризисного уровня уже в третьем квартале года.

По материалам сайтов rbc.ru, frankrg.com

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Больше материалов на сайте covid19.fom.ru.

Читайте также:

Сколько работающих по найму потеряли в доходах и кто те предприниматели, которые рискуют даже в кризис

Новый год без елок и корпоративов: что делать?