Найти тему
Добрый Аудиофил

Радиотехника У-101 - Самый меломанский усилитель всех времен!

Всем Доброго Аудиофильского!

Ну вот и добрались мы до обзоров самых популярных усилителей всех времен!

И отрывает их обзор усилителя Радиотехника У-101-Стерео!

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/radiotehnika_u101.html

Этот усилитель пережил огромное количество ревизий, которые, будем честными, носисли задачу упрощения схемы. С, по возможности, сохранением качества.

Возможности такой, понятное, дело под рукой постоянно не оказывалось.

Но это в общем и не страшно. Аудиофилы этот усилитель все равно не жалуют. А Меломан - очень даже!

И мы сейчас кстати заодно разберемся, чем же отличается Меломан от Аудиофила.

Ведь при слове Меломан, у вас возникает некоторое представление о звучании системы. Некоторый Меломанский Звук. Он ведь в природе существует!!!

И этот усилитель как раз его и формирует! И у него есть и характерные схемотехнические признаки. И в этом УНЧ они все в наличии. Тут все честно! Никто ничего не прячет.

Но для начала закончим с обзорами. На фотке выше усилитель с честно-указанными назначениями на переключателях.

Т.е. написано, что там тонкомпенсация. Дело в том, что в последующих ревизиях этот переключатель стал называться - Корректор.

И ни слова о том, что именно он корректирует.

-2

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/radiotehnika_u101.htm

-3

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/radiotehnika_u101.htm

Выпускался аппарат как беленький, так и черненький, как с русскоязычными надписями, так и в стиле "на экспорт".

В дизайне аппарата обращают на себя внимание аж 3 гнезда на передней панели. Одно выход на наушники. Причем с автоматической коммутацией по втыканию раъема.

А так же 2 гнезда, одно из которых вход второго магнитофона, а другое выход на второй магнитофон.

Ну чтобы вам было удобнее переносную магнитолу подключать, и запись переписывать. Тут даже есть выбор режима копирования. Чтобы одним щелчком выбрать куда копия будет, с первого магнитофона на второй, или со второго на первый.

Причем работает это дело в обход цепей основного селектора. Т.е. можно слушать дин сигнал, а копировать другой. Правда копия в таком режиме только с магнитофона на магнитофон. С винила на магнитофон, при прослушивании радио, сигнал не пойдет.

А вот с мафона на мафон, во время прослушивания винила - это можно.

Аудиопиратские технологии 1983го года однако! Как раз в этом году начали выпускать этот аппарат.

В общем-то тут все на меломана и расчитано. Они же кассеты любят больше, чем винил и другие носители. Да и магнитолы переносные их привлекают.

Маркетологи работали!!! Учли потребности целевой аудитории.

Этот УНЧ очень часто использовался с колонками С90. Мощность у него 20 Ватт на канал. А колонки 35 Ваттные. Но они хорошо дружат. Можно даже сказать, что этот УНЧ своим Меломанским Звуком сглаживает излишнюю резкость в басах у С90. Да и крикливость на СЧ.

-4

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/radiotehnika_u101.html

Ну а сейчас самое интересное. Что же тут его так Меломанит? И в чем отличие Меломана от Аудиофила.

Для этого нам придется порыться в схеме. Вообще в связи с обилием ревизий - тут и схем огромное количество. Будем рыться в схеме первой ревизии. Хотя и упрощения рассмотрим.

В первой ревизии сигнал с источника встречают... Твердотельные Реле.

Ага!!! С виду-то ТумблЯрочеК, а по факту он только управляющее напряжение перераспределяет.

А дальше там уже микрухи на полевивках источник входа выбирают.

Неожиданный момент. Все думали, что там нормальная коммутация. А там нате. Обманка. Типа поставили дорогой, качественный переключатель. А вот и нет.

Правда при этом переключения сигналов с магнитофонов происходит механическими переключателями. Парадокс. Копию с кассеты на кассету этот аппарат делает лучше, чем сигнал на колонки подает.

Ну да ладно. Дальше сигнал раскачивается операционниками. Причем аж в 3 штуки на канал. В целом нормально если учесть, что там же тембрблок приютился.

А вот за питание этих цепей отвечает прецизионная схема со стабилизатором на ОУ, с Обратной Связью. Вообще такие схемки применяют, для питания логических схем, чтобы их не колбасило. Но тут такой красавец обеспечивающий сверх-стабильное напряжение питания, без пульсаций, имеет место быть.

Правда только в первой ревизии. А вот во второй это дело выкинули, заменив на простенький линейный стаб о 2х транзисторах.

Упростили, во второй ревизии, и схему защиты колонок и усилителя, от замыкания в колонках и усилителе. Правда не сильно. Тут можно счесть изменения простой оптимизацией. Хотя схема тоже не без наворотов. На ОУ.

Дальше следует усилитель мощности.

И вот тут-то вся Меломанская Магия и творится.

Чего ж они тут натворили? Дело в том, что транзисторы, в режиме раскачки амплитуды, жутко нелинейные детальки. Я об этом писал в цикле Аудиофильской Инженерии. Но его никто не читает.

Эту нелинейность нужно минимизировать. Причем по хорошему сразу несколькими подходами.

Нужно ставить и каскод, для снижения возникающего КНИ, и токовые зеркала - для снижения Интермодуляционных Искажений.

Так вот в этом УНЧ схема, которую впору называть ЗАЗЕРКАЛЬЕ!

Токовых зеркал налепили, как в перископе, для возмиглазого Филиппинского Долгопята

-5

фото отсюда https://gto-normativy.ru/u-kogo-samyj-bolshoj-glaz-v-mire/

На фото он двухглазый если чего.

Таким образом тут напрочь устарнили Интермодуляцию.

А вот каскода ни одного. Как итог по КНИ тут 0.3%, а интермодуляция которая в системах Высокой Точности Сигнала в 3 раза выше, здесь наоборот - 0.1%. В 3 раза ниже.

Это все приводит к быстрому детальном и прозрачному басу. Который при этом основательно смягчен гармониками. То же самое и на СЧ, и на ВЧ.

Есть Меломанская Мягкость звучания, некоторая мягкая мутность на ВЧ, смягченные СЧ, и поверхностный быстрый бас. Который не лупит, не питается, не гудит, но он ЕСТЬ!!!

Как раз это и любят Меломаны. А Аудиофилам, все таки бас нужен более глубокий, и середина более прозрачная, и верх более детальный.

В данном случае усилитель выдает самый что ни на есть Меломанский Звук. Во всех лучших традициях их звуковосприятия!

В этом плане он весьма похож на звучание катушечников марки Акай. У них, в меньших количествах, но наблюдаются такие же моменты с упрощением звучания, которое вызывает прилив удовольствия у Меломанов.

Вот такая история!

Спасибо, что дочитали!

П.С. А Меоманы-то выходит тоже Аудиофилы? Просто по нашим мерках у них Дурной Вкус! Но он у них ЕСТЬ!

А как известно Дурной Вкус он и на Вкус Эстета порой бывает развратно приятен. Правда не долго...

Ой. Что-то я Кота Леопольда включил...