Всем Доброго Аудиофильского!
Ну вот и добрались мы до обзоров самых популярных усилителей всех времен!
И отрывает их обзор усилителя Радиотехника У-101-Стерео!
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/radiotehnika_u101.html
Этот усилитель пережил огромное количество ревизий, которые, будем честными, носисли задачу упрощения схемы. С, по возможности, сохранением качества.
Возможности такой, понятное, дело под рукой постоянно не оказывалось.
Но это в общем и не страшно. Аудиофилы этот усилитель все равно не жалуют. А Меломан - очень даже!
И мы сейчас кстати заодно разберемся, чем же отличается Меломан от Аудиофила.
Ведь при слове Меломан, у вас возникает некоторое представление о звучании системы. Некоторый Меломанский Звук. Он ведь в природе существует!!!
И этот усилитель как раз его и формирует! И у него есть и характерные схемотехнические признаки. И в этом УНЧ они все в наличии. Тут все честно! Никто ничего не прячет.
Но для начала закончим с обзорами. На фотке выше усилитель с честно-указанными назначениями на переключателях.
Т.е. написано, что там тонкомпенсация. Дело в том, что в последующих ревизиях этот переключатель стал называться - Корректор.
И ни слова о том, что именно он корректирует.
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/radiotehnika_u101.htm
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/radiotehnika_u101.htm
Выпускался аппарат как беленький, так и черненький, как с русскоязычными надписями, так и в стиле "на экспорт".
В дизайне аппарата обращают на себя внимание аж 3 гнезда на передней панели. Одно выход на наушники. Причем с автоматической коммутацией по втыканию раъема.
А так же 2 гнезда, одно из которых вход второго магнитофона, а другое выход на второй магнитофон.
Ну чтобы вам было удобнее переносную магнитолу подключать, и запись переписывать. Тут даже есть выбор режима копирования. Чтобы одним щелчком выбрать куда копия будет, с первого магнитофона на второй, или со второго на первый.
Причем работает это дело в обход цепей основного селектора. Т.е. можно слушать дин сигнал, а копировать другой. Правда копия в таком режиме только с магнитофона на магнитофон. С винила на магнитофон, при прослушивании радио, сигнал не пойдет.
А вот с мафона на мафон, во время прослушивания винила - это можно.
Аудиопиратские технологии 1983го года однако! Как раз в этом году начали выпускать этот аппарат.
В общем-то тут все на меломана и расчитано. Они же кассеты любят больше, чем винил и другие носители. Да и магнитолы переносные их привлекают.
Маркетологи работали!!! Учли потребности целевой аудитории.
Этот УНЧ очень часто использовался с колонками С90. Мощность у него 20 Ватт на канал. А колонки 35 Ваттные. Но они хорошо дружат. Можно даже сказать, что этот УНЧ своим Меломанским Звуком сглаживает излишнюю резкость в басах у С90. Да и крикливость на СЧ.
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/radiotehnika_u101.html
Ну а сейчас самое интересное. Что же тут его так Меломанит? И в чем отличие Меломана от Аудиофила.
Для этого нам придется порыться в схеме. Вообще в связи с обилием ревизий - тут и схем огромное количество. Будем рыться в схеме первой ревизии. Хотя и упрощения рассмотрим.
В первой ревизии сигнал с источника встречают... Твердотельные Реле.
Ага!!! С виду-то ТумблЯрочеК, а по факту он только управляющее напряжение перераспределяет.
А дальше там уже микрухи на полевивках источник входа выбирают.
Неожиданный момент. Все думали, что там нормальная коммутация. А там нате. Обманка. Типа поставили дорогой, качественный переключатель. А вот и нет.
Правда при этом переключения сигналов с магнитофонов происходит механическими переключателями. Парадокс. Копию с кассеты на кассету этот аппарат делает лучше, чем сигнал на колонки подает.
Ну да ладно. Дальше сигнал раскачивается операционниками. Причем аж в 3 штуки на канал. В целом нормально если учесть, что там же тембрблок приютился.
А вот за питание этих цепей отвечает прецизионная схема со стабилизатором на ОУ, с Обратной Связью. Вообще такие схемки применяют, для питания логических схем, чтобы их не колбасило. Но тут такой красавец обеспечивающий сверх-стабильное напряжение питания, без пульсаций, имеет место быть.
Правда только в первой ревизии. А вот во второй это дело выкинули, заменив на простенький линейный стаб о 2х транзисторах.
Упростили, во второй ревизии, и схему защиты колонок и усилителя, от замыкания в колонках и усилителе. Правда не сильно. Тут можно счесть изменения простой оптимизацией. Хотя схема тоже не без наворотов. На ОУ.
Дальше следует усилитель мощности.
И вот тут-то вся Меломанская Магия и творится.
Чего ж они тут натворили? Дело в том, что транзисторы, в режиме раскачки амплитуды, жутко нелинейные детальки. Я об этом писал в цикле Аудиофильской Инженерии. Но его никто не читает.
Эту нелинейность нужно минимизировать. Причем по хорошему сразу несколькими подходами.
Нужно ставить и каскод, для снижения возникающего КНИ, и токовые зеркала - для снижения Интермодуляционных Искажений.
Так вот в этом УНЧ схема, которую впору называть ЗАЗЕРКАЛЬЕ!
Токовых зеркал налепили, как в перископе, для возмиглазого Филиппинского Долгопята
фото отсюда https://gto-normativy.ru/u-kogo-samyj-bolshoj-glaz-v-mire/
На фото он двухглазый если чего.
Таким образом тут напрочь устарнили Интермодуляцию.
А вот каскода ни одного. Как итог по КНИ тут 0.3%, а интермодуляция которая в системах Высокой Точности Сигнала в 3 раза выше, здесь наоборот - 0.1%. В 3 раза ниже.
Это все приводит к быстрому детальном и прозрачному басу. Который при этом основательно смягчен гармониками. То же самое и на СЧ, и на ВЧ.
Есть Меломанская Мягкость звучания, некоторая мягкая мутность на ВЧ, смягченные СЧ, и поверхностный быстрый бас. Который не лупит, не питается, не гудит, но он ЕСТЬ!!!
Как раз это и любят Меломаны. А Аудиофилам, все таки бас нужен более глубокий, и середина более прозрачная, и верх более детальный.
В данном случае усилитель выдает самый что ни на есть Меломанский Звук. Во всех лучших традициях их звуковосприятия!
В этом плане он весьма похож на звучание катушечников марки Акай. У них, в меньших количествах, но наблюдаются такие же моменты с упрощением звучания, которое вызывает прилив удовольствия у Меломанов.
Вот такая история!
Спасибо, что дочитали!
П.С. А Меоманы-то выходит тоже Аудиофилы? Просто по нашим мерках у них Дурной Вкус! Но он у них ЕСТЬ!
А как известно Дурной Вкус он и на Вкус Эстета порой бывает развратно приятен. Правда не долго...
Ой. Что-то я Кота Леопольда включил...