Революция это или просто новый этап в развитии отечественной космонавтики? Вторую «Ангару-А5» запустили спустя 6 лет. Кратко о новом российской ракете-носителе.
Официальная информация с сайта Роскосмоса:
«Создание космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» является задачей особой государственной важности. Ввод КРК «Ангара» в эксплуатацию позволит России запускать космические аппараты всех типов со своей территории и обеспечит нашей стране независимый гарантированный доступ в космос».
Проект «Ангара» был задуман на смену грузовому «Протону», взлетевшему в далеком 1965 году, и должен был осуществиться гораздо ранее, но по ряду причин этого не произошло.
Как бы то ни было, оценки этого события резко разняться. Кто-то, и особенно руководство Роскосмоса, рад, что первая в истории России новая ракета вторично взлетела. Другие хихикают, что Дмитрий Рогозин только повторил высказывание Макса на счёт «чёрт возьми» и считают, что мы уже отстали от Штатов, а вместе с ними и от Китая, лет на 10 – и это только начало.
А что на самом деле?
Изначально решением «делать» «Ангару» Ельцин в 1995 г. подписал необходимость замены «Протонов», а заодно и конец самой передовому проекту супертяжелой ракеты «Энергия». В отсутствии перспектив мировых необходимостей вывода тяжелых и сверхтяжелых грузов на орбиты, последняя оказалась не нужна. Тем более в период отсутствия финансирования. Собственно, и на Ангару денег тоже не выделяли. 4 % от необходимого – это ни о чём. Поэтому 10 лет практически ничего не делалось. Только с 2005 пошло финансирование. И в 2014 прошли первые два запуска одноблочной Ангары-1.2 и пятиблочной Ангары-А5.
Потом, в связи с переводом производства из Москвы в Омск, импортозамещением и прочее, изготовление новых носителей задержали до наших дней. Но, давайте посмотрим, какие преимущества мы получили, в итоге:
1. По опыту проекта «Энергия» новое семейство реализуется методом Универсальных Ракетных Модулей (УРМ), что позволяет создавать ракеты разных классов от малого до тяжелого, увеличивая количество УРМ. Ангара – 1.2, Ангара-3, Ангара-5. Таким образом, одной Ангарой можно заменить и Союзы, и Протоны.
2. Новая ракета летает на более безопасном и экологичном топливе смеси кислород-керосин, в отличие от высокотоксичного Протона.
3. В данном семействе используются только отечественные компоненты. Роскосмос избавился от кооперации с другими странами.
4. Запуски тяжелых ракет стали возможны с территории РФ. Раньше Протоны могли стартовать только с Байконура (Казахстан). Стартовый комплекс под Ангару появился в Плесецке, к 2023 аналогичный планируется достроиться и на Восточном.
Что дают эти положительные моменты? С помощью нового семейства можно выводить на низкую опорную орбиту (НОО, до 200 км) грузы разного характера с большим весовым диапазоном до 24 т (на Ангаре-А5), таким образом, Ангара закрывает три класса ракет – малый, средний и тяжелый с одним типом двигателя. Очень полезная унификация!
При установке дополнительной кислородно-водородной ступени, когда её разработают, Ангара-А5В сможет доставлять на НОО до 35 т полезного груза.
Помимо этого, используя самые эффективные и надежные двигатели в мире РД-191, новая «пятёрка» может выводить на геостационарную орбиту (ГСО, 42 164 км) грузы полезной нагрузкой до 4,5 т. Именно этот диапазон используют военные, которые и являются пока основным заказчиком этого изделия, на неё выводятся и спутники связи. Диапазон НОО используется в основном спутниками для интернета, и сейчас это основной коммерческий канал, который мы и потеряли, «благодаря» менее конкурентному «Протону». Здесь Илон Маск уже десять лет как отодвинул наши разработки, из-за чего, во многом и уменьшилось количество пусков российских носителей. Протон стал отставать от SpaceX по стоимости выведения 1 кг груза на орбиту.
Использование менее токсичного топлива делает запуски более безопасными и в техническом и в экологическом плане. Первое дает возможность осуществлять на этом семействе ракет не только грузовые запуски, но и пилотируемые. А наличие собственных стартовых площадок и компонентов агрегата делает нас абсолютно независимыми от внешних факторов. Ведь даже Казахстан с его Байконуром в нынешнее время нельзя уже считать 100 % гарантией будущих полётов.
В общем, доработка и окончательные испытания Ангары должны вывести Россию на новый этап, но революцией назвать это никак нельзя, поскольку всё это должно было осуществиться ещё лет 15 назад, тогда мы были бы ещё на коне.
А сейчас, можно только сравнивать будущие цифры с эффективностью конкурентов.
На нынешнем этапе и показатели Ангары-А5 не лучше Falcon 9. SpaceX заявляет о стоимости запуска этой тяжелой ракеты грузоподьемностью до 22,8 т в 62 млн. $. Полёт нынешней Ангары (24 т) оценивается в 7 млрд. руб., это выходит в районе 95 млн.$ по нынешнему курсу. С постройкой следующих изделий российская ракета будет стоить порядка 5 млрд., а с полным переносом производства в Омск – 4 млрд.руб., это уже 54 млн.$, что уже может дать преимущество перед американцами, плюс ещё и с большей массой полезного груза. Но, на следующем этапе, думаю, бороться придется уже с другими конкурентами, из «Поднебесной»…
Хотя и SpaceX не стоит на месте и будет снижать стоимость полетов. У их ракеты меньше ступеней, две, и первую они делают многоразовой, что снижает себестоимость. Чем больше полетов, тем более НИОКР размываются в цене аппаратов.
Да, ещё из выгод: на основе Ангары-7 планировался выпуск супертяжелой ракеты для лунной программы. Но говорят, сейчас для этого разрабатывается другой ракетоноситель – «Енисей». Хотя с теми же принципами комплектации. От Луны наши как бы не отказываются, но и не заявляют об активном участии в лунной гонке. Плюс перспективы Ангары-3 также замораживаются, может поменяют на «Иртыш», на базе которого и будет свертяж «Енисей»…
Смущают ещё высказывания отечественных специалистов. Они утверждают, что, не смотря на некоторый прогресс, Ангара – это позавчерашний день космонавтики. Ракеты Илона Маска летают на метановых двигателях, и вот это прогресс! Наши тоже собираются возвращать отработавшие первые ступени, но методом авиационной посадки. Только вот, этот способ со времен «Бурана» никак не осваивался, и по сути, его надо создавать заново. Тоже относится и к водородным двигателям: инфраструктура утеряна, начинай сначала. Всё, что было заявлено в проекте «Энергия» большей частью просто утеряно. Как долго будет происходить воскрешение? Даже нашим эффективным менеджерам вряд ли известно.
В любом случае о революции в космонавтике будем говорить только тогда, когда будет создан движитель, основанный на других принципиально инновационных физических принципах. Вот те, кто это сделают, те и выиграют современную космическую и лунную гонки, и прочие другие.
Что есть добавить, пишите в комментариях, посмотрим, какие ещё есть мнения.
Что ещё почитать о космосе на нашем канале:
- Американцы уже посчитали, что русские проигрывают битву за космос.
P.S. Друзья, на своем канале я публикую материалы на разные темы. На те, которые мне интересны, и я не хочу зацикливаться на чём-то одном. Если вас они тоже увлекают – подписывайтесь на канал, и будете получать новые статьи первыми. Поройтесь на ресурсе под моей фамилией, найдете там ещё много чего. Буду благодарен за положительную оценку в виде нажатого большого пальца кверху.