Противостояние Хаоса и жителей обитаемого космоса описывалось ещё в мифах древних народов, таких как шумеры. Хаос в них именуется изначальной стихией, которая породила всё сущее. Хаос также часто ассоциируется с бездной и морем. Древнейшие из известных нам цивилизаций Междуречья считали воплощением Хаоса монстра по имени Тиамат. Считается, что от этого имени происходит и иудейский термин «техом», обозначавший ту самую библейскую Бездну, над который носился дух Божий в начале творения.
Современные исследователи культуры считают, что древние мифы и чудовища никуда не исчезли. Они лишь поменяли имена, прячась в произведениях искусства, особенно массового, такого как научная фантастика и фэнтези. Впрочем, Хаос обычно даже и не прячется. Более того, он принимает самые разные формы. Если в «Принцах Эмбера» Желязны эта стихия является изначальной, как и в древних мифах, то в другие придуманные миры Хаос порой проникает как чуждая сила, враждебная всему живому.
Ярким примером жуткого лика Хаоса можно считать вселенную «Вархаммера». А в мультсериале «My Little Pony» монстр Дискорд, воплощение Хаоса, в итоге оказывается не таким уж плохим и успешно перевоспитывается посредством дружбомагии. Поскольку Хаос по природе своей многолик, нет смысла дискутировать о том, какой именно из его обликов является истинным. Единственный возможный ответ на этот вопрос: любой и никакой одновременно.
Биолог Ричард Докинз в книге «Эгоистичный ген», вышедшей в 1976 году, по аналогии с генами ввёл понятие мема — минимальной смысловой единицы. Впоследствии появился термин «вирусный мем». Это некий культурный артефакт, принуждающий людей распространять его. В точности как в биологии вирус заставляет клетки копировать не свою, а вирусную ДНК. Допустим, Хаос как-то проявляет себя в нашей культуре. Он должен быть заинтересован в распространении по всей культуре, но при этом не слишком явном. Можем ли мы найти его следы?
Вспомним, что Хаос изначально ассоциировался с морским чудовищем. Морские твари, причём не только рыбы, но и моллюски, размножаются посредством икры. Икринка — круглый объект, несущий в себе зародыш взрослой твари. Мем Хаоса тоже может иметь аналогичную форму и притом нести в себе потенциальную опасность. Если рассмотреть тексты 20 века, особенно его второй половины, то подобные объекты в ней легко находятся.
1. Палантиры во «Властелине Колец» Толкиена. Сами по себе они были безвредны, но через них Саурон мог подчинять волю любого, даже самого сильного мага, что и произошло с Саруманом.
2. Намного более опасным артефактом являются очень похожие на палантир шарообразные цветные кристаллы в цикле романов Стивена Кинга «Тёмная башня». Разрушительное действие сиреневого шара на психику его пользователя описано в книге «Колдун и кристалл».
3. В повести Кира Булычева «Лиловый шар» аналогичный предмет (даже его цвет схож с шаром из мира Стивена Кинга) несёт в себе смертельную угрозу для всех людей. Хотя эта угроза, в отличие от кинговской мистики, предельно рационализирована, от этого она не становится менее зловещей.
Можно также вспомнить яйца ксеноморфов из франшизы «Чужие», но вряд ли они имеют отношение именно к Хаосу. А вот три перечисленных артефакта слишком схожи между собой, чтобы это можно было списать на простое совпадение. Тем более, что не только внешний вид, но и действие прозрачных шаров практически идентичны. И у Кинга, и у Булычёва шар сводит людей с ума, вызывая беспричинную агрессию. Что весьма похоже на действие одного из богов Хаоса в «Вархаммере», Кхорна. Таким образом здесь мы видим явное распространение одного из мемов Хаоса в нашей современной культуре. Если поискать, то наверняка найдутся и другие похожие примеры. И противостоять этому хаоситскому проникновению в нашей реальности некому, ибо аналога Имперской Инквизиции из «Вархаммера» пока что не существует.