Буддизм — религия довольно открытая и с охотой принимает в себя местные верования. Поэтому в Японии синтоисткие божества-ками и прочие духи вполне мирно живут рядом с многочисленными буддами (порой даже под одной храмовой крышей). Но это не значит, что никаких конфликтов никогда не было. Нет, трения, бесспорно, были и порой весьма значительные. Есть немало легенд о том, как всякие будды, босацу (т. е. бодхисаттвы) и прочие просветлённые защитники правоверных буддистов гвоздят почём зря каких-нибудь древних божеств. Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что такие божества, одичав от своей древности и отсутствия поклонения, часто довольно неприятные и даже зловредные типы.
Но не меньше легенд и о том, как духи, ками, ё:каи и прочие существа старинных верований наседают на буддийские и дзэн-буддийские храмы, с удовольствием потчуясь монахами. Порой такие духи настолько сильны, что справиться с ними не удаётся, храм приходит в упадок, и поле боя остаётся за древними силами.
Такая судьба едва не постигла один скромненький дзэн-буддийский храм, но давайте по порядку…
Итак, в городе Яманаси, который расположен в одноимённой префектуре, есть гора Канисава («Крабовое болото»). На этой горе стоит храм под названием Тё:гэн-дзи (長源寺) школы Со:то:-сю:. В стародавние времена туда забрёл странствующий монах, так называемый унсуй, посещавший монастыри, чтобы испытывать мастеров учения вопросами и тем самым углублять собственные знания. И вот он задал настоятелю храма вопрос: «Что имеет восемь ног, ходит вбок и смотрит в небо?» Настоятель растерялся и не смог ответить. Тогда монах одним ударом вышиб из бедняги дух и куда-то испарился.
Вскоре в Тё:гэн-дзи появился новый настоятель. И снова в храм явился давешний монах-унсуй со своим вопросом. Новый настоятель тоже не сумел решить загадку и был убит. Так продолжалось несколько раз. Более того, вскоре даже монахи храма стали встречать зловредного странника и умирать один за другим. В конце концов Тё:гэн-дзи окончательно пришёл в упадок и был заброшен.
Однажды, об этих делах прослышал некий Хо:ин (тоже монах и очень праведный). Решив разобраться в чём дело, он добрался до тех краёв и остановился в храме на ночь. Он надеялся, что странный загадыватель посетит и его тоже. Так и случилось. Ночью к Хо:ину пришёл таинственный монах и, предложив побеседовать, задал свой вопрос: «Что имеет восемь ног, ходит вбок и смотрит в небо?» Хо:ин быстро ответил: «А не краб ли это?» и со всей силы швырнул в собеседника ритуальный жезл-ваджру. В ту же секунду монах превратился в огромного краба больше дзё величиной (один дзё 3,03 метра) и ударил Хо:ина клешнёй в ответ, но, промахнувшись, попал по камню. Видя, что новая жертва очень уж увёртлива, краб поспешил унести оттуда ноги.
Когда настало утро Хо:ин созвал местных сельчан, и они отправились по кровавым следам, ведущим в чащу лесов горы Канисава. Там, в болоте, Хо:ин обнаружил дохлое чудовище. Брошенный им жезл проломил крабу панцирь, и тот истёк кровью. Диковину почтительно погребли, как и подобает поступить с местным ками, а сам Хо:ин сделался новым настоятелем храма Тё:гэн-дзи.
Так храм был спасён от забвения и разрушения. И, насколько известно, больше никто не пытается убивать тамошних настоятелей. А камень, едва не пробитый огромной клешнёй, до сих пор хранится на территории храма, как доказательство подвига храброго Хо:ина.
Сегодня история о крабе-монахе или кани-бо:дзу (蟹坊主) считается местной достопримечательностью, при желании в округе можно отыскать памятные таблички с рисунками сурового усатого краба и описанием легенды. Фигурка кани-бо:дзу есть даже на знаменитой Аллее Сигэру Мидзуки — улицы в городе Сакаиминато, вдоль которой стоят статуэтки разномастных ё:каев, когда-то популяризованных известным художником и фольклористом Сигэру Мидзуки.
Автор - Алкэ Моринэко
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2