Леонардо да Винчи упорно изучал «правильное восприятие» для того, чтобы сформировать «правильное суждение» и точно изобразить натуру. Уже в первых работах Леонардо он учитывает иллюзии зрения.
Например, уже в раннем «Благовещении» Леонардо удлиняет руку Марии, добавляет дымку в дальние слои пейзажа.
Рентгеновское исследование позволило установить, что первоначально голова Марии была наклонена сильнее, её правая рука была короче, а мизинец не был согнут. Леонардо помещает на задний план обширный пейзаж: резные силуэты деревьев, уходящая вдаль река с виднеющимися мачтами кораблей, башни и стены портового города, окутанные бледно-голубой дымкой вершины гор:
Какая грамотная, не юношеская перспектива с использованием всех иллюзий восприятия, посмотрите:
«Воздушная синева рождается от телесной плотности освещенного воздуха, находящегося между верхним мраком и землею. Воздух сам по себе не обладает качеством запаха, ни вкуса, ни цвета, но вбирает в себя подобия предметов, которые расположены за ним; и тем более прекрасного синего цвета он будет, чем больший будет позади него мрак, если только не будет он слишком большого протяжения и не слишком плотной влажности. И на горах, в которых больше всего тени, видна с далекого расстояния наиболее прекрасная синева, и где она [гора] освещена наиболее, там больше кажет она цвет горы, чем цвет синевы, приданной ей воздухом, который располагается меж нею и глазом».
Этот отрывок с немецким переводом Гете поместил в своем «Учении о цветах» как одно из свидетельств в пользу правильности своей теории.
Какая наблюдательность!
Слово Леонардо:
«Из вещей одинаковой величины, белизны, площади и длины та, которая имеет поверхность более плоскую, будет казаться бóльших размеров.
Железо равномерной толщины, раскаленное в одной половине, это доказывает, так как раскаленная его часть кажется более толстой, чем остальная.
Если глаз находится между двумя конями, бегущими к цели параллельным бегом, будет ему казаться, что они бегут, направляясь друг к другу.
Сказанное происходит оттого, что изображения коней, запечатлевающиеся в глазу, движутся по направлению к центру поверхности глазного зрачка.
Когда птица летит по линии равновесия, тогда кажется, что чем более она приближается к глазу, тем более поднимается.
Глаз более удержит и более сохранит в себе подобия тел светлых, чем темных. Причина та, что сам по себе глаз — высшая темнота, и так как подобное в подобном не выделяется, то ночь и другие темные вещи [не] могут быть сохранены или познаны очами; свет совершенно наоборот, чем более выделяется, тем более изменения и разнообразия вносит в привычную темноту глаза, отчего оставляет по себе запечатленным подобие свое».
Только сейчас ученые стали убеждаться в точности наблюдений Леонардо и описывать иллюзии восприятия.
Иллюстрации:
Часть кольца на белом фоне кажется более темной. Если же убрать карандаш, то иллюзия исчезает.
Белые клетки в тени и черные на свету - одного цвета! Однако глаза этого не замечают. Мозг видит черные и белые клетки независимо от освещенности.
Дополнительные иллюзии восприятия: