Итак, самый нужный и востребованный, по отзывам учителей обществознания, предмет, который невозможно интегрировать ни с каким другим, в учебниках по которому каждое слово - на вес золота, не усвоишь в школе - жизнь не удалась. Этот кладезь драгоценных знаний по социологии, политологии, философии, праву, финансовой грамотности и Бог знает чему ещё, без которых невозможно прожить в злом и неприветливом современном мире.
А рассмотрим-ка поближе учебнички - что там изучают наши детки!
Открываем учебник для 5 класса: тема первая - "Чем человек отличается от животного?" - супер, а до 11 лет дети этого не знали?
Далее: "Легко ли быть подростком?" - 10 страниц бреда на тему: делать самостоятельно домашку хорошо, а пить и курить, наоборот, нехорошо. Вывод: подростком быть тяжело, но надо. Спасибо, просветили - как бы мы жили без этой ценной информации.
Следующая глава про семью - зачем, для чего, какие бывают, как ведут хозяйство, как надо жить, чем помогать... В курсе окружающего мира в начальной школе тема семьи жуется трижды, по меньшей мере - ну сколько уже...
Продолжаем: "Свободное время" - занятия физкультурой, телевизор (у нас его нету, например - что обсуждать?), комп, телефон, хобби, режим дня... - море эксклюзивной ценной информации, короче. Сынок написал режим дня - его не поняли: "Ты,- говорят, в 10 вечера спать ложиться должен!". Мой говорит: "Не могу, тренер всё равно спать не даст - у меня тренировка в половине одиннадцатого заканчивается!"
Глава про школу: как научиться учиться, как научиться дружить, новые возможности, которые дает интернет (какая замечательная новость! а пацаны-то не знают...), и любите книгу, мать вашу - 23 или 24 страницы мемуаров Капитана Очевидность.
Далее есть еще про труд - каким бывает, что им создается, как оценивается. Про творчество - что это и зачем оно. В курсе технологии дается всё это и еще немного - зачем дублировать?
Главка про патриотизм - про флаг, герб, гражданскую позицию и многонациональную культуру. Тоже есть в началке в курсе окружающего мира. В детском саду тоже рассказывают. Есть опасения, что дети не усвоили? Программа вроде для интеллектуально сохранных детей...
6 класс. Человек - личность, его деятельность и потребности, межличностные отношения - совместная деятельность, общение и конфликты, будь добрым, смелым, человечным. Зачем это изучать целый год в теории? Кто проникнется этими душеспасительными беседами? Кто-то узнает отсюда что-то новое, доселе неизвестное?
7 класс. Дисциплина, правила, нормы, их классификация по всяким разным параметрам, законы, хорошие манеры, традиции - всё в кучу. Далее - права и свободы - 15 страниц о том, что у всех есть права, они регулируются законами. Свежая, оригинальная мысль.
Защита отечества - долг и обязанность, в чем заключается, и что надо себя к этому готовить. Блин, а мы не знали...
Опять дисциплина! - в начале года же было уже...
О, на 55 странице наконец-то что-то полезное - про правоохранительные органы. По 64-ю - 9 страниц информации, которой владеет в полном объеме не каждый человек 13-14 лет.
Далее: "Экономика и её основные участники" - ну ладно, пусть. Хотя мы эту тему на технологии в 8 классе обсасываем... А по новой программе - каждый год с пятого класса, и с каждым годом всё ширше и глубже).
"Семейный бюджет". Ээээ, а простите, товарищи педработники, а зачем вам мой бюджет? Да и семьи разные, и бюджет у них разный.
Ну, и в конце немного про экологию... Почему бы не дать это в курсе биологии? или географии? - логично же... Да и на окружайке темы экологии есть.
Короче, с 5-7 класс новой и полезной информации - 9 страниц, которые замечательно встанут в курс истории после небольшого редактирования программы, остальное - вода либо изучается и другими предметами тоже. За три года на этот предмет тратится более 100 часов времени ребенка - да лучше б он поспал эти 100 часов, честное слово.
Это всё действительно нужно так подробно обсуждать? Кто-то узнает в процессе изучения этого предмета что-то новое? И всё это необходимо узнать в школе? И отдельным предметом "обо всём и ни о чём"?