Найти тему
Фото-профи

Закон равновесия как основа гармоничных фотографий

Равновесие - это понятие, с которым сталкивается любой человек, изучающий линейную композицию в фотографии. В этой статье мы подробно рассмотрим закон равновесия применительно к фотографии и научимся его использовать для создания эффектных снимков.

Понятие равновесия пришло в фотографию из физики. Но если в физике под равновесием мы чаще всего понимаем равенство масс, то в фотографии мы можем выделить не одно, а целых три вида равновесия:

  1. Равновесие по размеру объекта, когда объекты одинаковой величины воспринимаются равновесными, а более тяжелым воспринимается тот объект, который визуально больше;
  2. Равновесие по тону или цвету объекта, когда объект имеет вес в зависимости от тона (более темный воспринимается как более тяжелый) или цвета (например, красный цвет тяжелее зеленого и значительно тяжелее желтого);
  3. Равновесие по отношению к центру кадра. В этом случае чем ближе к центру кадра находится объект, тем он легче. Например, два квадрата разного размера будут в равновесии, если меньший из них будет находиться ближе к краю кадра.

Идеально равновесные фотографии - это симметричные кадры, например, архитектуры. В этом случае важно, чтобы фотография была реально симметричной, вплоть до мелочей.

Но неуравновешенность в кадре - это отнюдь не плохо. Если мы хотим передать напряжение, динамику в кадре, то использование неуравновешенности будет вполне логичным. Также иногда создают заведомо неуравновешенные фотографии в тех случаях, когда на пустой части кадра планируется размещение текста, который уравновесит изображение.

Данный кадр не уравновешен. Но именно неуравновешенность придает динамику фотографии - мы представляем, что лев движется
Данный кадр не уравновешен. Но именно неуравновешенность придает динамику фотографии - мы представляем, что лев движется
Как только мы убрали пространство слева, кадр сразу стал статичным. Мы не можем понять, идет лев или стоит на месте
Как только мы убрали пространство слева, кадр сразу стал статичным. Мы не можем понять, идет лев или стоит на месте

Понятие равновесия субъективно, поэтому его можно тренировать путем развития насмотренности, а также в процессе практики фотосъемки. Все это приведет к тому, что в определенный момент фотограф начнет понимать, что уже сам чувствует кадр, гармоничен и уравновешен ли он при просмотре в видоискателе. Это же правило касается и других композиционных приемов.

На этой фотографии я разместил кофейные зерна в левой части кадра, чтобы уравновесить находящуюся справа чашку с кофе
На этой фотографии я разместил кофейные зерна в левой части кадра, чтобы уравновесить находящуюся справа чашку с кофе

От понятия равновесия неотделимо понятие трехточечной композиции, когда три объекта в кадре размещаются таким образом, чтобы они создавали законченную уравновешенную структуру. Отсюда вытекает и известное правило треугольников: если в треугольнике, вершины которого являются объектами трехточечной композиции, основание расположено ближе к нижнему краю фотографии и параллельно ему, то такая композиция будет устойчива. И наоборот, если ближе к нижнему краю расположена вершина треугольника, то такая композиция неустойчива, то есть динамична.

-5
Эти две фотографии демонстрируют правило треугольников. На фотографии слева вершина композиционного треугольника обращена вниз и мы видим неустойчивую динамичную композицию, которая вызывает некоторое напряжение.  На фотографии справа основание композиционного треугольника находится внизу, фотография статична и вместе с тем более спокойна
Эти две фотографии демонстрируют правило треугольников. На фотографии слева вершина композиционного треугольника обращена вниз и мы видим неустойчивую динамичную композицию, которая вызывает некоторое напряжение. На фотографии справа основание композиционного треугольника находится внизу, фотография статична и вместе с тем более спокойна
На данной фотографии макарон я использовал трехточечную композицию и разместил пирожное слева чуть дальше в глубину кадра, что позволило уравновесить кадр и получить гармоничный снимок
На данной фотографии макарон я использовал трехточечную композицию и разместил пирожное слева чуть дальше в глубину кадра, что позволило уравновесить кадр и получить гармоничный снимок

Подводя итог, можно сказать, что использование равновесия как композиционного приема помогает нам делать наши снимки более выразительными.

Приглашаю вас в свой Телеграм-канал. Этот канал посвящён фотографии. Там вы сможете найти для себя много полезного: статьи, методики, техники обработки и все, что представляет интерес как для фотографов, так и для любителей фотографии.

Удачи вам и отличных фотографий!