Найти тему

Единственная в СССР женщина-водолаз

Сегодня мы расскажем вам об удивительной Нине Соколовой. Она — первая в стране женщина инженер-водолаз, и именно благодаря ее отваге и находчивости Ленинград получил надежду на спасение во время Великой Отечественной войны.

Портрет Нины Соколовой. Источник: vk.com/club91256166
Портрет Нины Соколовой. Источник: vk.com/club91256166

Нина с детства была крайне самостоятельной: старшей дочери в большой семье нередко поручали тяжелую работу.

  • В 1931 году девушка поступила в Ленинградский институт инженеров водного транспорта, а после его окончания Нину определили в ЭПРОН — Экспедицию подводных работ особого назначения. В советские годы эта организация занималась подъемом судов и подводных лодок.

Товарищ Соколова была отлично подготовлена, и, как гласит характеристика, отличалась твердостью и настойчивостью в достижении целей. Поэтому вскоре Нину назначили на должность начальника гидротехнического отдела.

  • Чтобы выдать свидетельство, разрешающее Соколовой подводные спуски на глубину до 10 метров, начальнику ЭПРОНа пришлось заручиться личным разрешением Михаила Калинина! Так Нина Соколова стала первой в истории женщиной-водолазом.
Архив Кронштадского Морского музея
Архив Кронштадского Морского музея

Когда началась война, Нина решила остаться в Ленинграде. К тому моменту Соколова уже была главным инженером 27-го отряда ЭПРОНа. На Ладожском озере под пулями врага водолазы поднимали со дна затонувшее оружие, продукты; прокладывали под водой телефонный кабель.

  • В 1943 году Нине пришла в голову блестящая идея проложить по дну Ладоги бензопровод. 25-летний инженер лично принимала участие в строительстве подводной «артерии жизни».
Схема трубопровода через Ладожское озеро
Схема трубопровода через Ладожское озеро

Бензопровод нужно было строить быстро: оставшегося в Ленинграде горючего едва бы хватило на сто дней. Магистраль постановили проложить всего за 50 дней: при том, что такой проект был первым в мировой практике!

  • Инженерам, водолазам и рабочим удалось справиться еще быстрее: бензопровод был готов через 43 дня. С июня 1942 по март 1943 года в осажденный Ленинград через него поступило около 50 тысяч тонн бензина.

После того, как блокаду прорвали, трубу заморозили. А немцы так и не узнали о существовании спасительной «артерии жизни».

Источник: vk.com/club91256166
Источник: vk.com/club91256166
  • Войну Нина Соколова закончила в звании инженера-подполковника ВМС. Во время работ на Ладоге она была дважды ранена. А под водой девушка провела рекордное количество времени: 644 часа, почти 27 суток!

В 34 года Нина стала инженером-полковником, а затем преподавала в нынешнем Санкт-Петербургском военно-морском институте. Единственная женщина-водолаз ушла из жизни на 90-м году жизни, в 2001. Имя Нины Соколовой занесено в Золотую книгу Санкт-Петербурга.