Бутаева Катерина Маратовна
Студентка 4 курса факультета «Международная журналистика» МГИМО(У) МИД России;
e-mail: butaevak24@mail.ru
Аннотация
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме промышленной экологии в России и мире. Вкратце описываются виды отходов и их отличительные особенности. Рассматриваются процессы образования отходов I-IV класса в промышленном производстве на примере действующих в России заводов. Проводится анализ эффективности процесса утилизации промышленных отходов на сегодняшний день. Также приводятся выводы проведенного анализа.
Введение
В наше время все сферы человеческой деятельности получают экологическое измерение. Сегодняшний мир характеризуется необходимостью выстроить новый способ общения с окружающей средой. Необходимо перейти с эксплуатации на партнерство, выйти на разумный уровень потребления природных ресурсов. К такой необходимости приводит опыт развития предыдущих цивилизаций: безмерное потребление природных ресурсов, ориентация на постоянный экономический рост привели к нарастанию локальных и глобальных экологических проблем. Потребление ресурсов давно вышло за природные возможности, а утилизация отходов крайне ограничена. В свою очередь отходы приобретают все новые масштабы, становятся качественно несовместимы с нормальным функционированием природной среды. Необходима выработка радикально нового подхода к утилизации отходов, а фундаментальный вклад в реализацию такого подхода призвана внести промышленная экология.
Промышленная экология
Промышленная экология является «промышленной» вследствие своей заинтересованности в развитии производств на основе превентивных технологий, а «экологией» – чтобы показать связь любого производства с биологическими системами. В течение многих десятилетий промышленность СССР, а теперь и России,старалась свести к минимуму затраты на охрану окружающей среды и её восстановление.В результате появилось множество «горячих точек»: свалки, полигоны,шламонакопители, пруды-отстойники, отвалы горных пород и прочие объекты, многиеиз которых получили название «объекты накопленного вреда окружающей среде».Ключевые экологические риски сконцентрированы в сфере производства, добывающей и перерабатывающей промышленности. Обеспечение экологической безопасности производства и снижение воздействия на окружающую среду – вот ключевые факторы устойчивого развития и конкурентоспособности предприятий, основа для успешного международного сотрудничества. Кроме того, внедрение в экономику экологически ориентированных моделей является существенным фактором, повышающим инвестиционную привлекательность страны.
Промышленная экология – это средство, позволяющее человечеству обдуманно и рационально достигать устойчивости во взаимоотношениях с окружающей средой и поддерживать ее, заданную продолжающейся экономической, культурной и технологической эволюцией. Для этого производственная система должна рассматриваться во взаимодействии с окружающими ее системами. Промышленная экология не ограничивается рамками заводских стен, но охватывает все воздействия на планете, возникающие в результате присутствия и деятельности человека. Промышленная экология пытается определить основные направления минимизирования экологических последствий техногенных материальных потоков. Она разрабатывает общий ряд концепций и способов моделирования экологических систем. В сферу интересов промышленной экологии входит изучение возможных направлений снижения экологических последствий за счет новых форм экономического развития, направленных на рациональное использование природных ресурсов. Существует несколько определений промышленной экологии. Согласно Н.Ф. Реймерсу промышленная (инженерная) экология — это «... раздел «большой» экологии, рассматривающей воздействие промышленности (иногда всего хозяйства — промышленности, транспорта и сельского хозяйства) от отдельных предприятий до техносферы — на природу и, наоборот, влияние условий природной среды на функционирование предприятий и их комплексов». В.В. Снакин считает, что предметом изучения промышленной экологии является непосредственное отрицательное антропогенное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду. По мнению В.А. Зайцева, промышленная экология рассматривает (изучает) взаимосвязь (и взаимозависимость) материального, в первую очередь промышленного производства, человека и других живых организмов со средой их обитания, т.е. предметом ее изучения являются эколого-экономические системы. Данная точка зрения в настоящее время является наиболее распространенной и поддерживаемой в России.
В зарубежной литературе концепция промышленной экологии рассматривается как один из наиболее радикальных подходов к достижению более высоких уровней эффективности использования материальных ресурсов. В России в основе промышленной экологии также лежит концепция безотходных технологий. К сожалению, в России промышленная экология находится на этапе зарождения. . Согласно данным Росприроднадзора, в 2016 г. в РФ образовалось 5,4 млрд тонн промышленных обходов. Это рекордный показатель за последние годы, в полтора раза превышающий уровень десятилетней давности и на 7% – уровень 2015 г.
Понятие отходов I-IV класса опасности. Примеры их образования в промышленном производстве.
Классы опасности устанавливаются для различных загрязняющих веществ, которые могут представлять угрозу для природы и/или жизнедеятельности человека. К 1-4 классу относятся самые опасные отходы, в обязательном порядке требующие утилизации. Перечень и принадлежность к определенному классу основывается на результатах, полученных экспериментальным, расчетным или методом компьютерного моделирования. Их совокупность в итоге позволяет сделать вывод о том, к какому из классов опасности относится то или иное вещество. Всего существует 5 классов опасности отходов. По каждому из них разработаны свои нормативы, определяющие предельно допустимую концентрацию в воздухе, среднюю смертельную дозу, зоны острого и хронического воздействия. К последнему, пятому, относятся вещества, не представляющие опасности. У них минимальная степень воздействия на окружающую среду.
К классу I относятся вещества чрезвычайно высокой опасности. Для них характерна наиболее значительная степень вредного воздействия на окружающую среду. Они приводят к кардинальному изменению экологической составляющей, восстановительный период отсутствует. К этому классу опасности относят полоний, бензапирен, фтороводород, соли свинца, таллий, диэтилртуть, плутоний, теллур, озон, циановодород и другие вещества.
К классу II относятся высоко опасные вещества. У них высокая степень вредного воздействия на природу, они приводят к серьезному нарушению экологического баланса в окружающей среде. Последствия влияния веществ класса II настолько велики, что природе потребуется не менее 30 лет для восстановления. К этому классу опасности принадлежат литий, фенол, хлороформ, серную кислоту, селен, сероводород, барий, формальдегид, сурьму, стирол, все нитриты, мышьяк, молибден и другие вещества.
К классу III относятся умеренно опасные вещества. У них средняя степень вредного воздействия на окружающую среду. Они еще приводят к нарушению экологической системы, но для восстановления требуется около 10 лет. После этого влияние источника заражения снижается к минимуму. К этому классу опасности относят соединения марганца, серебра, никеля, меди, бензосодержащие отходы, соляную кислоту, трихлорэтилен, фосфаты, этиловый спирт и другие вещества.
К классу IV относятся мало опасные вещества. У них низкая степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую среду. Эти вещества приводят к определенным нарушениям экологической системы, но она способна восстановиться в течение 3 лет в среднем. К этому классу опасности относятся сульфаты, хлориды, алюминий, метан, аммиак, этанол и другие вещества.
Описание текущей ситуации.
Основные проблемы обращения с промышленными отходами вызваны тем, что они размещаются без переработки и без финансовых гарантий (обязательств) возмещения вреда окружающей среде со стороны их образователей. Многие крупные и достаточно успешные коммерческие организации накапливали или накапливают отходы создавая объекты накопленного вреда окружающей среде, но не создают фонды или иные финансовые резервы для последующей переработки или утилизации этих отходов. Ряд вполне успешных коммерческих организаций находят законные способы
вывести эти объекты из своего владения и оставить проблему властям. В результате ответственность по возмещению вреда перекладывается на федеральный бюджет, на бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальные бюджеты. Классические примеры такой практики: ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде «Белое море» и «Чёрная дыра» в Дзержинск (Нижегородская область), шламонакопители Байкальского ЦБК в Байкальске (Иркутская область).
Часть объектов накопленного вреда окружающей среде, за ликвидацию которых отвечает теперь государство, упомянута в проекте «Чистая страна». В его развитие был разработан федеральный проект «Снижение негативного воздействия на окружающую среду посредством ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и снижения доли захоронения твёрдых коммунальных отходов», который реализовывал
Проектный офис Федерального проекта «Чистая страна» в статусе структурного подразделения ФГБУ «ВНИИ Экология» в рамках Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.14 № 326) и национального проекта «Экология» (утверждён протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 года № 16). Проект «Чистая страна» предполагал ликвидацию в 2019 году с участием средств федерального бюджета нижеперечисленных объектов:
Кабардино-Балкарская Республика:
Рекультивация земель городского округа Баксан, нарушенных при несанкционированном размещении отходов I–V классов опасности. Объём отходов составляет 60 300 м3. На проект выделено 39 034 410 рублей (647 рб/м3)в том числе: федеральный бюджет — 36 302 000 рублей, республиканский бюджет — 2 732 410 рублей.
Республика Северная Осетия — Алания:
Ликвидация негативного воздействия Фиагдонского хвостохранилища. Общееколичество отходов по состоянию на 01.10.2018 — 3 018 000 тонн. Общая стоимость реализации — 240 359 410 рублей (79,6 руб/т), в том числе: 237 955 820 рублей — федеральный бюджет, 2 403 590 рублей — республиканский бюджет.
Ликвидация негативного воздействия Унальского хвостохранилища. Общее количество отходов — 4 100 000 тонн. Общая стоимость реализации — 405 932 500 рублей (99 руб/т), в том числе: 401 873 175 рублей — федеральный бюджет,4 059 325 рублей — республиканский бюджет.
Чеченская Республика:
Рекультивация нефтешламовых амбаров и нарушенных земель. Общее количество отходов — до 24 150 тонн. Общая стоимость реализации — 184 997 941 рубль (7 660 руб/т), в том числе: средства федерального бюджета — 175 748 043 рубля, средства регионального бюджета — 9 249 898 рублей.
Смоленская область:
Демонтаж зданий ЗАО «Еврогласс». Масса загрязняющих веществ, отходов и их класс опасности: 3 358,99 тонны I–II класса опасности; 29 470,53 тонны III–V класса опасности. Общая стоимость реализации из средств федерального и регионального бюджета (в ценах второго квартала 2014 года с НДС 18 %) — 382 743 300 рублей (11 658 руб/т).
Республика Ингушетия:
Рекультивация и экологическая реабилитация территории г. Назрань. Общее количество отходов — 359 709 м3 I–V класса опасности. Общая стоимость мероприятия — 299 333 820 рублей (832 руб/м3), в том числе: средства федерального бюджета — 284 367 130 рублей, средства регионального бюджета — 14 966 000 рублей.Рекультивация и экологическая реабилитация территории с/п Нестеровское. Общее количество отходов — 251 181 м3. I–V класса опасности. Общая стоимость мероприятия — 80 434 710 рублей (320 руб/м3), в том числе: средства федерального бюджета — 76 412 970 рублей, средства регионального бюджета —4 021 710 рублей.
Карачаево-Черкесская Республика1:
Рекультивация хвостохранилища I очереди горно-обогатительного комбината Урупского месторождения медноколчеданных руд. Объём отходов — 6 320 000м3. (II–III класс опасности) Общая стоимость реализации — 734 337 280 рублей (116 руб/м3), в том числе: средства федерального бюджета — 675 155 785 рублей,средства регионального бюджета — 35 534 515 рублей.
Нижегородская область:
Неорганизованная свалка промышленных отходов бывшего производства ОАО«Оргстекло», «Чёрная дыра». Объём загрязняющих веществ, отходов — 71 500м3. Класс опасности: I–II. Общая стоимость реализации — 2 851 370 567,01 рубля (39 879 руб/м3), в том числе: средства федерального бюджета — 2 400 189 932,29 рубля, средства регионального бюджета — 451 180 634,72 рубля.
Шламонакопитель «Белое море» на территории завод «Капролактам». Объём (масса) загрязняющих веществ, отходов — 3 940 000 м3. Класс опасности — IV.Общая стоимость реализации — 2 048 916 771,72 рубля (520 руб/м3), в том числе:средства федерального бюджета — 1 743 367 866,06 рубля, средства регионального бюджета — 305 548 905,66 рубля. Кроме того, по данным из разных источников известно о следующих объектах накопленного вреда окружающей среде, за ликвидацию которых отвечают государственные структуры:
Накопитель кислого гудрона, п. Березовая пойма, Московский район, г. Нижний Новгород . Объём — 50 000 тонн. В собственности администрации Нижнего Новгорода (свидетельство о государственной регистрации права № 52-АЕ 772694 от 04.12.2014). Промплощадка ОАО «Усольехимпром», Усолье-Сибирское. Организация
ликвидирована. Стоимость работ по ликвидации экологического ущерба, накопленного в результате её деятельности, по оценке главы Росприроднадзора Светланы Радионовой, может составить около 2 миллиардов рублей.Шламонакопители Байкальского ЦБК, Байкальск. Объём отходов — около 5 700 000 кубометров (700 000 кубометров – надшламовая вода), или 6 200 000 тонн. По соглашению Иркутского правительства и «Росгеологией» от 2017 года, сметная стоимость проекта ликвидации оценена в 5 900 000 000 рублей.Шламонакопитель «Белое море» ВОАО «Химпром» (Волгоградская область).Объём отходов около 4 000 000 тонн. Стоимость ликвидации более 6 000 000 000 рублей.
Описание текущей ситуации по утилизации промышленных отходов в России.
По состоянию на январь 2019 года в государственный реестр были включены 5 тыс. 526 объектов размещения отходов. Их общая остаточная вместимость превышает 1,7 млрд т. Ежегодно площадь свалок в России увеличивается на 0,4 млн га.
Самый загруженный коммунальными отходами регион РФ - Подмосковье. Он утилизирует на своей территории весь собственный мусор (около 3,5 млн т) и основную часть бытовых отходов столицы (около 4,5 млн т). Ежегодно на свалках области должно складироваться порядка 8 млн т мусора - 13-14,5% всех коммунальных отходов РФ. Однако подмосковные полигоны по состоянию на ноябрь 2018 года могли суммарно принимать лишь 4,5 млн т отходов в год.В интервью ТАСС губернатор Подмосковья Андрей Воробьев оценивал дефицит места для захоронения мусора в регионе в 4,2 млн т. Увеличение нагрузки на подмосковные полигоны в условиях нехватки мощностей спровоцировало недовольство жителей области. Наиболее проблемными были полигоны "Кучино" под Балашихой и "Ядрово" под Волоколамском. Закрыть первый из них распорядился Путин после обращения граждан в ходе прямой линии 15 июня 2017 года.Крупнейшие компании, занимающиеся обращением с отходами в столичном регионе, - ГУП "Экотехпром", ООО "МКМ-Логистика", ООО "Эколайн", ООО "Хартия" и "РТ-Инвест".
Приоритетный проект "Чистая страна"( о нем упоминалось ранее)
21 декабря 2016 года Совет при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил паспорт приоритетного проекта "Снижение негативного воздействия на окружающую среду посредством ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и снижения доли захоронения твердых коммунальных отходов" ("Чистая страна"). Проект рассчитан на 2017-2025 годы. С его помощью, в частности, планируется уменьшить объем захоронения ТКО в Московской области с 9,5 млн т в 2017 году до 6,5 млн т в 2025 году.Пилотным регионом станет Татарстан, где будет перерабатываться 100% мусора. Проект подразумевает строительство новых предприятий по сжиганию и переработке мусора, введение новых подходов к утилизации отходов. В июне 2017 года компания "РТ-Инвест", подконтрольная госкорпорации "Ростех", выиграла конкурс на строительство четырех современных мусоросжигательных заводов в Московской области и одного - в Казани. Совокупная стоимость проектов составляет порядка 140 млрд руб. С помощью этих заводов планируется ежегодно обезвреживать около 3,35 млн т отходов.В 2018 году рамках проекта были проведены 32 мероприятия по ликвидации "объектов накопленного вреда окружающей среде" на территориях 12 субъектов РФ.
Национальный проект "Экология"
В соответствии с "майским" указом президента РФ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (подписан 7 мая 2018 года) по заказу правительства Минприроды разработало национальный проект "Экология". Он будет реализован по пяти направлениям, одним из которых являются: "Отходы". Общее финансирование нацпроекта составит 4 трлн руб. (в том числе за счет внебюджетных источников - 3,2 трлн руб.).Нацпроектом "Экология", в частности, предусмотрено создание перерабатывающей инфраструктуры, на что субъектам РФ направят средства, полученные от экологического сбора. В 2019 году на эти средства планируется создать 39 объектов в 22 субъектах РФ. По информации Минприроды, к 2024 годам планируется собрать в общей сложности 15 млрд руб. для создания 200 современных объектов для сортировки, обработки и утилизации отходов.
Реформа отрасли
1 января 2019 года вступил в силу федеральный закон от 31 декабря 2017 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с ним в стране начался переход на новую систему обращения с ТКО.В ее рамках контроль над рынком обращения с отходами перейдет от множества разрозненных компаний к крупным региональным операторам, которые отбираются по конкурсу. Были установлены новые тарифы на вывоз отходов, которые должны обеспечить окупаемость работы операторов. Плата за обращение с ТКО переводится из общедомовых расходов в перечень оплаты коммунальных услуг. По заявлению вице-премьера Алексея Гордеева, для жильца она будет обходиться в среднем в 120-130 руб. в месяц.
По состоянию на 15 января 2019 года 80% регионов перешли на новую систему. Основная часть субъектов Федерации сделают это в 2019 году. Исключение сделано для городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, которым дано три года на переход.
Источники
1. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990.
2. Снакин В.В. Экология и охрана природы. Словарь-справочник / под ред. А.Л. Яншина. М.: Academia, 2000..
3. Зайцев В.А. Промышленная экология: учебное пособие. М.: ДеЛя, 1999.
4. Промышленная экология: учебное пособие / под ред. В.В. Денисова. Ростов н/Д: Феникс; М: ИКЦ «МарТ»,2009.
5. Исследование Волкова А.В. «Рынок утилизации отходов» 2018 г. Национальный исследовательский университет ВШЭ, Центр развития.
6. Доклад GREENPEACE 2020 «Объекты накопленного вреда окружающей среде в России: современное состояние проблемы». Авторы: И7П7Блоков. О.Ю. Таргулян, Е.И.Усов.
7. Статья «ТАСС» 2019г. «Утилизация мусора в России. Как реформируют отрасль»
8. Программа, методические указания и контрольные работы для студентов специальности 1-57 01 01 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» заочной формы обучения «Промышленная экология». Составители Т.А.Жарская, Л.А.Шибека.
9. Калыгин, В. Г. Промышленная экология / В. Г. Калыгин. – М.: Академия, 2004.
10. Природопользование / под ред. Э. А. Арустамова. – М.: Дашков и Ко, 2000