1944 год
Восточный фронт
В 1944 году в ходе наступления Красной Армии под Ленинградом и на Прибалтику, сотрудники контрразведки 45-й стрелковой дивизии задержали человека в форме немецкого унтер-офицера. Задержанный заявил, что зовут его Павел Горлинский, что он родом из Молдавии.
Перед войной переехал в Эстонию, где и работал. С началом войны скрывался на хуторах, работал на местных кулаков, но, в конце концов, попался во время облавы и был определен немцами во вспомогательную воинскую часть. Высказал желание кровью смыть свой позор службы у немцев на фронте. И попросил направить его в действующую часть. Рассказ задержанного выглядел убедительно. Сколько таких заблудших уже прошло через руки контрразведчиков. Многие из них честно сражались на фронте, получив возможность в боях искупить свою вину.
Однако майора П.М. Краснова смущали два обстоятельства. Во-первых, унтер-офицер. Случайным людям немцы такой чин не давали. Во-вторых, как на человека, который жаловался на лишения и тяготы работ на эстонских кулаков, Горлинский выглядел уж слишком упитанным.
Поэтому П.М. Краснов начал читать ориентировки, составленные штабом контрразведки фронта на немецких агентов и их пособников, которые особо интересовали наши контрразведывательные органы.
В одной из них майор натолкнулся на описание некоего Бема, немца по национальности, но родом из Румынии. В Гатчинском лагере для военнопленных Бем занимался отбором кандидатов для разведывательных школ абвера, расположенных в Эстонии. Много знал.
Приметы Бема вполне совпадали с внешностью Павла Горлинского. Потому советский контрразведчик еще раз внимательно перечитал ориентировку на Бема и обратил внимание на важную деталь.
«На груди татуировка – орел, набросившийся на женщину».
Пришлось раздеть задержанного. Вся его грудь была разукрашена татуировками. Но самое интересное оказалось в центре. Орел, набросившийся на женщину.
Задержанного отправили в отдел контрразведки армии.
Здесь нашлись свидетели, знавшие Бема в лицо. В Павле Горлинском они признали Бема. Немецкому вербовщику ничего не оставалось делать, как рассказать все, что он знает о завербованных, о разведывательных школах абвера и других немаловажных вещах.
(Источник: А.А. Богданов, Г.Г. Власов и др.)