Найти в Дзене
Одиннадцатый

Теремок близ Смоленска

Всё-таки это большая удача, когда муж поддерживает начинания жены и является её единомышленником!

-2

В 1892 году 34-летняя бесприданница Мария Пятковская вступает во второй брак с богатым промышленником, а также музыкантом, этнографом, социологом, археологом-любителем Вячеславом Тенишевым. Поддержка, и не только денежная, мужа позволила ей с головой отдаться давней страсти - искусству.

-3

В усадьбе Талашкино, что в деревне Флёново в нескольких километрах от Смоленска, княгиня Тенишева открыла сельскохозяйственную школу для крестьянских детей, керамическую мастерскую, Музей русского народного искусства.

Сюда приезжали художники и музыканты — Репин, Врубель, Левитан, Коровин, Нестеров, Головин, Серов, Трубецкой, Дягилев, Шаляпин, Стравинский, Бенуа, Малютин, Рерих, — и творили, окружённые заботой хозяйки усадьбы.

-4

Она сама была исключительно одарённой женщиной. Художник-эмальер, оперная певица, историк, археолог, учёный, архитектор, педагог, писатель, меценат — вот ипостаси, в которых Тенишева нашла успешную самореализацию. Злые языки упрекали её в попытках соперничества с Абрамцевом Мамонтова. А она просто делала то, без чего не могла жить.

-5

После 1917 года усадьба подверглась разорению. Княгиня эмигрировала во Францию ещё после революционных событий 1905 года.

-6

Сегодня здесь прекрасный музей, музей Новорусского стиля в искусстве того времени, музей творческого духа и энтузиазма.

-7

«Теремок»(1901 год). Построен художником Сергеем Малютиным, создателем русской Матрёшки, соавтором известного в Москве доходного дома Перцовой, руководителем художественных мастерских в усадьбе.

-8

Очень необычный по стилю Храм Святого духа (1901-1914, авторы - всё тот же Малютин, а также собиратель народного искусства Иван Барщевский и сама Мария Тенишева).

-9

Автор Мозаики «Спас нерукотворный» и росписи — Николай Рерих, которого Русская Православная Церковь считала и продолжает считать еретиком. По этой причине храм остался не освящённым.

-10

И эти ворота создал Сергей Малютин.

-11

Здание Сельскохозяйственной школы.

-12

Мария Клавдиевна Тенишева (1858-1928).

А под конец немного курьёзного.

На днях ваш покорный слуга опубликовал материал по Талашкину в тематической группе на Facebook. Новорусский стиль архитектуры — беспроигрышный материал для блогера. Лови, что называется, хайп: сплошь охи, ахи и восторги, тьма лайков и комментариев.

И вдруг такой комментарий от некоего достаточно молодого жителя Восточной Сибири (пунктуация сохранена):

«Мрачно просто абзац. Остатки какого-то красивого кирпичного, здания приспособили под примитивную бревенчатую надстройку. Лучше бы кирпич восстановили - это было бы намного интереснее. А так это приспособление к ухудшившимся экономическим условиям - и не более».

Кто-то в праведном гневе назвал комментатора «дремучим».

А может быть, это просто незамыленный взгляд? Вскоре последовало разъяснение:

«Нет стёба, я правда так считаю. "Деревянное зодчество" - это результат какого-то кризиса в прошлом, т.к. оно стоит поверх более старого - кирпичного».

Ну что тут добавить? Улыбнёмся и оставим человека при своём мнении. Тот случай когда убеждения довлеют над эстетикой...

Всем неравнодушным к теме, кто посетит Флёново-Талашниково, рекомендую обязательно заказать экскурсию!

Другие публикации автора о Смоленской земле:

Смоленск. Просто Смоленск,

Краков? Нет, Смоленск!

«И когда я вижу, что кого-то подстрелили, я радуюсь...» (Смоленск)