Всё-таки это большая удача, когда муж поддерживает начинания жены и является её единомышленником!
В 1892 году 34-летняя бесприданница Мария Пятковская вступает во второй брак с богатым промышленником, а также музыкантом, этнографом, социологом, археологом-любителем Вячеславом Тенишевым. Поддержка, и не только денежная, мужа позволила ей с головой отдаться давней страсти - искусству.
В усадьбе Талашкино, что в деревне Флёново в нескольких километрах от Смоленска, княгиня Тенишева открыла сельскохозяйственную школу для крестьянских детей, керамическую мастерскую, Музей русского народного искусства.
Сюда приезжали художники и музыканты — Репин, Врубель, Левитан, Коровин, Нестеров, Головин, Серов, Трубецкой, Дягилев, Шаляпин, Стравинский, Бенуа, Малютин, Рерих, — и творили, окружённые заботой хозяйки усадьбы.
Она сама была исключительно одарённой женщиной. Художник-эмальер, оперная певица, историк, археолог, учёный, архитектор, педагог, писатель, меценат — вот ипостаси, в которых Тенишева нашла успешную самореализацию. Злые языки упрекали её в попытках соперничества с Абрамцевом Мамонтова. А она просто делала то, без чего не могла жить.
После 1917 года усадьба подверглась разорению. Княгиня эмигрировала во Францию ещё после революционных событий 1905 года.
Сегодня здесь прекрасный музей, музей Новорусского стиля в искусстве того времени, музей творческого духа и энтузиазма.
«Теремок»(1901 год). Построен художником Сергеем Малютиным, создателем русской Матрёшки, соавтором известного в Москве доходного дома Перцовой, руководителем художественных мастерских в усадьбе.
Очень необычный по стилю Храм Святого духа (1901-1914, авторы - всё тот же Малютин, а также собиратель народного искусства Иван Барщевский и сама Мария Тенишева).
Автор Мозаики «Спас нерукотворный» и росписи — Николай Рерих, которого Русская Православная Церковь считала и продолжает считать еретиком. По этой причине храм остался не освящённым.
И эти ворота создал Сергей Малютин.
Здание Сельскохозяйственной школы.
Мария Клавдиевна Тенишева (1858-1928).
А под конец немного курьёзного.
На днях ваш покорный слуга опубликовал материал по Талашкину в тематической группе на Facebook. Новорусский стиль архитектуры — беспроигрышный материал для блогера. Лови, что называется, хайп: сплошь охи, ахи и восторги, тьма лайков и комментариев.
И вдруг такой комментарий от некоего достаточно молодого жителя Восточной Сибири (пунктуация сохранена):
«Мрачно просто абзац. Остатки какого-то красивого кирпичного, здания приспособили под примитивную бревенчатую надстройку. Лучше бы кирпич восстановили - это было бы намного интереснее. А так это приспособление к ухудшившимся экономическим условиям - и не более».
Кто-то в праведном гневе назвал комментатора «дремучим».
А может быть, это просто незамыленный взгляд? Вскоре последовало разъяснение:
«Нет стёба, я правда так считаю. "Деревянное зодчество" - это результат какого-то кризиса в прошлом, т.к. оно стоит поверх более старого - кирпичного».
Ну что тут добавить? Улыбнёмся и оставим человека при своём мнении. Тот случай когда убеждения довлеют над эстетикой...
Всем неравнодушным к теме, кто посетит Флёново-Талашниково, рекомендую обязательно заказать экскурсию!
Другие публикации автора о Смоленской земле:
«И когда я вижу, что кого-то подстрелили, я радуюсь...» (Смоленск)