Продолжение. Начало здесь.
Снова гуляем по российскому городу на Днепре.
Успенский кафедральный собор (1677-1772). Доминанта Смоленска. Ракурсов - море.
Это не католическая Западная Европа! Всего четыреста километров от Москвы.
Успенский собор пленял своим величием даже супостатов. Наполеон в 1812 и Гудериан в 1941 году распоряжались приставить к нему охрану.
Прихожанки Успенского собора.
Богоявленский надвратный собор (собор Богоявления Господня) был возведён по проекту смоленского губернского архитектора М.Н.Слепнёва в 1785-1787 годах в формах раннего классицизма. Стоит по соседству с Успенским кафедральным собором.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы - домовая церковь Смоленской православной семинарии. Построен в 1789-1799 годах священником Брянцовым. Стоит на одном из смоленских холмов.
К церкви Покрова можно подняться по высокой лестнице, ведущей наверх на склон холма от улицы Тимирязева. Прекрасный вид на эту церковь Смоленска открывается с главной смотровой площадки города – за Успенским собором.
Храм Архангела Михаила. Построен в 1191-94 годах при дворе смоленского князя Давида Ростиславича, поставившего своей целью затмить масштабами и красотой все церкви в округе. В летописях того времени встречаются восхищенные отзывы о Свирской церкви, поражавшей современников смелостью архитектурных решений, богатством внутреннего убранства и особенно выигрышно смотревшейся на фоне приземистых деревянных строений.
Распространенное в народе название церкви - Свирская - связывают с тем, что она стояла на пересечении торговых путей из Северских или Свирских земель.
Во время осады Смоленска польско-литовскими войсками короля Сигизмунда III в 1609-11 годах, враги использовали церковь Архангела Михаила как крепость, а после падения города, ее превратили в костёл, являвшийся до 1627 года, когда был построен новый костёл, основным местом богослужений для всех католиков.
После возвращения Смоленска под власть Российского государства в 1654 году, церковь была переосвящена, и в ней продолжились православные богослужения для верующих местного прихода.
Интересна история часовни Николая Чудотворца при Нижне-Никольском храме (1901, по другим данным - 1906 год, неорусский стиль).
С 1611 года, согласно Магдебургскому праву, торговля на рынках Смоленска проводилась два дня в неделю — в среду и субботу. Постепенно торговый день сместился с субботы на воскресенье. Торговать стали и в православные праздники, что считалось грехом.
1 августа 1881 года городская Дума приняла постановление о запрете торговли в воскресные дни и в православные праздники. В эти дни воспрещалась торговля «...как на рынках и базарах, так и в лавках, магазинах и иных торговых заведениях». Городская Дума приняла такое постановление, вероятнее всего, по просьбе смоленских купеческих приказчиков и православных купцов, получивших возможность отдыха в эти дни.
Против этого решения выступили купцы-евреи, которых в городе было много. Для них суббота — день, запрещенный для работы религией. Последние обратились с жалобой в Сенат, который все-таки признал постановление городской Думы Смоленска законным. Православные купцы и приказчики, победившие в этом разбирательстве, на свои средства возвели эту часовню.
Смоленская крепостная стена протяжённостью 6,5 км, сооружена в 1595-1602 гг. под руководством зодчего Фёдора Коня.
Большая часть крепости была уничтожена в ноябре 1812 года отступающими войсками Наполеона. Сохранилось меньше половины стен и башен.
Слева - башня Орёл (или Городецкая). смоленской крепостной стены.
Стена не сплошная, разорвана на участки. Это - в центре города. Прошу не удивляться быстрой «сменой» времени года, кое-что взято из другой моей поездки.
На улице Ленина.
Александр Твардовский и Василий Тёркин (1995). Единственный памятник, изображающий автора и его вымышленного героя вместе.
Создан смоленским скульптором Альбертом Сергеевым. Тёплый и креативный подарок родному городу. В предыдущей моей публикации упомянута ещё одна работа Сергеева - памятник Михаилу Исаковскому.
Продолжение следует.