В детстве легендарный актер Виктор Авилов ловил рыбу, переворачивал ноты и катался с песчаной горы в Нижних Мнёвниках
«Господин-оформитель» и «Узник замка Иф», «Мольер» и «Гамлет», «Калигула» и «Парфюмер», Беранже в «Носорогах», Воланд в «Мастере и Маргарите», Актёр в «На дне»… За свою недолгую жизнь - он умер в 51 год - Виктор Авилов сыграл около 80 ролей в театре и в кино. А формировалась личность легендарного артиста в Нижних Мнёвниках, в поселке завода «Галалит». Об этом рассказал краевед Александр Марков, в детстве они жили в соседних дворах.
Пристройка к клубу
Дошкольное детство будущего артиста – он родился в августе 1953 года – прошло в комнате на первом этаже в левом углу пристройки к дому № 5, который до 2015 года стоял на улице Нижние Мневники. Сейчас напротив этого места - поворот дороги к стройплощадке Метростроя. Раньше эта дорога вела в Терехово и на территорию колхоза, до 1957 года по этой дороге автобус маршрута №38 ездил летом по выходным дням на Кунцевский пляж.
С конца 90-х в обветшалых, запущенных помещениях располагался автосервис, шиномонтаж, ремонт глушителей, мойка.
- Прежний адрес этого дома - завод «Галалит», дом 5, здание было длинным, — говорит Александр Марков. — На первом этаже, в центре располагались клуб и библиотека, в левом крыле – женское общежитие, а в пристройке и на втором этаже были комнаты, в каждой — по семье.
В поселке очень любили кино, в зале яблоку было негде упасть, в проходы ставили дополнительные стулья. На заводе в клубе до войны репетировал народный театр, а в 50-х, когда библиотекой заведовала жительница Галалита Алла Сергеевна Магдебурова, устраивались литературные вечера и утренники.
Оркестр по выходным
В начале 50-х галалитовский духовой оркестр играл и в клубе, и в заводском саду на танцах, и перед торжественными собраниями – они начинались с «Интернационала» -все вставали и пели, и на спортивных соревнованиях, которые проходили на заводском стадионе.
- Вся младшая ребятня, и Витька тоже, его звали Авильчиком, всегда крутилась рядом с оркестрантами, - продолжает Марков. – Держали музыкантам ноты, пюпитров-то не было, переворачивали листы (даже толкались за право подержать ноты, среди нас считалось престижным само соучастие в торжестве.
Так что не исключено, что первый интерес Виктора Авилова к искусству зародился именно здесь, в Нижних Мнёвниках.
«Миль пардон, мадам!»
Отсюда же родом - пусть отчасти - и некоторые его персонажи. Броньку Пупкова из «Миль пардон, мадам!» по Шукшину в исполнении Авилова помните? Того самого, кто мял в руках кепку, рассказывал городским о том, как стрелял в Гитлера, а потом проводил по горлу и приглушенно приглашал: «Кто первый, подходи!»
Поселок «Галалит» до 1960 года тоже был как бы стыком города и деревни - это был пригород, Московская область, Кунцевский район. Свое название получил по заводу «Галалит», который начал работать в 1927 году.
- Галалит – органическая пластмасса, которую получают путём особой обработки формальдегидом, — говорит Александр Марков.- Помимо самого галалита, в Мнёвниках выпускали казеиновый клей, кожзаменитель, дамские сумки, мундштуки, ремни, пряжки.
Ученик водопроводчика
Место, где находился «Галалит», стали называть Островом еще в конце 50-х, когда Никита Сергеевич Хрущёв решил построить здесь Остров мечты – парк развлечений по примеру Диснейленда. Да и в самом деле, после строительства шлюза это действительно стало частью суши, со всех сторон окруженной водой петли Москвы-реки и Карамышевского спрямления.
Валентина Алексеевна, будущая мама артиста, приехала на «Галалит» из Калужской области сразу после войны. Василий Михайлович Авилов, будущий отец Виктора – несколькими годами позже.
- У Василия здесь жила тетка, Прасковья Сухорукова. Ее муж, Александр Сухоруков, был комендантом завода и посёлка. Он устроил племянника на завод учеником водопроводчика, определил в общежитие. Василий и Валентина познакомились на танцах в клубе. После свадьбы жили у тещи – впятером в одной комнате. В 1953 году родился сын Виктор.
Кровать с шарами
Отопление в домах было печное, кухни общие, уборные – холодные, выгребные.
— В пристройке, где жили Авиловы, туалета вообще не было. Нужно было выйти на улицу и свернуть направо за угол пристройки.
Готовили на керосинках и керогазах. Газ – привозной, в баллонах — появился в 1957 году. Обстановка, конечно, не как в декорациях к «На дне», но - очень скромная.
Одно окно Авиловых выходило во двор, на сквер, другое – на забор детского сада.
— Мне доводилось бывать у них в гостях. Комнатка метров 12, полы деревянные, со скрипом. В углу – иконы, лампадка, посередине – маленький самодельный стол. У стен железные кровати с шарами, подушки горками под кружевными накидками, белоснежные, тоже кружевные подзоры.
В домино со взрослыми
Детей в поселке было много, большинство семей – многодетные. Никто за ними особенно не следил.
- Мы целыми днями носились по улице. Напротив окон пристройки, где жили Авиловы, во дворе был сквер за решётчатым забором. За забором вкопан стол и скамейки, по вечерам мужчины выходили поговорить, покурить, сыграть в домино. Отец Виктора Василий Авилов не был задиристым, но если что - не пасовал, да и ему, бывало, рвали рубаху на груди. Витька от него не отставал - с малолетства сильно играл в домино. Тихоней он тоже не слыл, мог, как все мальчишки в этом возрасте, постоять за свой интерес.
Ловить на вилку
О любви актера Авилова к рыбной ловле ходили легенды. Он брал с собой удочки на все гастроли и съемки, коллекционировал крючки, раскладывал их по коробочкам.
Начиналось это увлечение на Москве-реке.
- Рыбы здесь всегда было много: ерши, плотва, щуки, под плотиной – сомы, налимы, - говорит Марков. –В тереховском пруду водился золотой карась. Ловить его наведывался сюда даже актер Николай Крючков. А пескарей на отмелях в траве — кололи с помощью вилки. Берешь обычную столовую вилку, только не алюминиевую, а тяжелую, стальную, привязываешь к крепкой палке и получается что-то вроде остроги. С ней шли за Терехово, к коровьему броду, или под Мнёвники. Стоишь на мелководье, смотришь, шевельнулось что-то в траве – накалываешь пескарика. А зимой с такой вилкой ложились на лед у проруби на Тереховском пруду. Улов до дома никогда не доходил всё жарилось и съедалось сразу после рыбалки. Разведем костер и жарим все, что поймали.
«МАЗ» с прицепом
В 1960-м году отцу Виктора предложили работу, а главное - жилье – в поселке Востряково, тогда это был Ленинский район Московской области, и Авиловы с Галалита уехали.
- Витька приезжал навещать бабушку, но мы уже не пересекались, дворы-то разные, — говорит Александр Марков.
После 8 класса Авилов поступил в Московский индустриальный техникум. Перед армией окончил курсы шоферов, получил права. Служил в химических войсках. Вернувшись из армии, работал в закрытом НИИ, потом на автобазе, водил «МАЗ» с прицепом. Потом снова в «почтовом ящике» и снова автобазе – за год сменил пять мест. Успел привезти невесту из Костромы, расстаться с ней, жениться на другой, усыновить ребенка, развестись.
Хорошо рассказывал анекдоты
И тут в повседневную жизнь востряковского шофера вмешалась судьба. Сергей Белякович, друг со школьных времен, обронил в разговоре, что его старший брат, Валерий, задумал поставить спектакль, собирает народ, зовет попробовать. Виктор согласился. Поехали к Романычу – так уже тогда называли будущего основателя Театра на Юго-Западе коллеги-актеры и единомышленники. Авилов Романычу понравился - хорошо, в лицах, рассказывал анекдоты.
В октябре 1974 состоялась первая репетиция, а в конце ноября на сцене поселкового клуба Виктор Авилов феерически смешно играл Кочкарева в фантасмагории в одном акте «Женитьба Коли Гоголя».
Между сценой и баранкой
И пошло-поехало. Мать семейства Дарья Семеновна Бояркина в «Беде от нежного сердца», слуга Семён в «Уроках дочкам», несколько ролей в «Старых грехах» по рассказам Чехова, «Игроки», «Владимир III степени», «Носороги», «Ревизор», «Жаворонок», «Эскориал», «Что случилось в зоопарке», «Дракон»…
Театрального образования Авилов не имел, ни в каком вузе не учился, любил вспоминать, что он шофер: дескать, я тут на сцене играю, а у меня в торце дома самосвал припаркован, сейчас на поклоны выйду – и снова за баранку, песок на стройку возить.
«Рок довершил, что Бог судил»
В 1984 году Виктор Авилов сыграл Гамлета. На него ломилась вся Москва. А еще через четыре года, на театральном фестивале в Эдинбурге его назовут лучшим зарубежным Гамлетом за последние 40 лет – то есть за всю послевоенную историю.
В соответствии с традицией, с Авилова – чтобы осталось для истории - сняли гипсовую маску. Считается, что делать это при жизни - плохая примета.
«Рок довершил, что Бог судил» - говорил авиловский Гамлет Полонию перед сценой с бродячими актёрами. И добавлял после паузы: «Но все равно, так быть должно».
Шекспир без ограничений
Одна из газетных рецензий на спектакль вышла под заголовком «Гамлет районного масштаба». Авилов очень рассердился и говорил, что побьет автора.
Возможно, артист немного лукавил. Ведь есть тургеневские «Гамлет Щигровского уезда» и «Степной король Лир», лесковская «Леди Макбет Мценского уезда» - размах и накал шекспировских страстей от величины и административного подчинения территории, на которой они бушуют, не зависят.
А если это остров, то вокруг вообще – океан.
https://szaopressa.ru/moskvovedenie-aktyor-viktor-avilov-provyol-detstvo-v-mnyovnikah/
https://szaopressa.ru/wp-content/uploads/2020/03/msz_09_2020.pdf