Сейчас нет, наверное, ничего болезненнее для самостийных украинцев, чем когда украинский язык называют диалектом русского языка. Попытаемся разобраться, украинский – это самостоятельный язык или все-таки диалект.
Чем же отличается диалект от самостоятельного языка? Мы не будем касаться формальных, внешних различий, например в фонетике или составе лексики, - они одинаково присутствуют и в языке, и в диалекте. Сейчас активно разрабатывают математические модели, фиксирующие эти различия, для определения языков и диалектов. Однако, даже опираясь на самые точные статистические данные, все равно нельзя однозначно сказать: язык это или диалект.
Решающими в этом вопросе считают социолингвистические факторы.
Может быть, язык – это то, что объединяет людей в одном государстве?
Конечно, в большинстве стран один язык, а диалектов может быть очень много. У немецкого, например, насчитывается шестнадцать диалектных групп.
Бывает, распадается страна, появляются новые языки. В качестве примера можно привести сербо-хорватский язык, который существовал с 1850 по 1992 годы и включал в себя три диалекта: сербский, хорватский и боснийский. После распада Югославии и образования независимых государств эти диалекты стали считаться самостоятельными языками.
Однако существует немало стран, в которых несколько государственных языков: в Великобритании, например, английский, ирландский, шотландский; в Бельгии – французский, английский и немецкий и т.д.
То есть формула государство = язык работает не всегда.
Тогда, возможно, языки различают нации, народы, а диалекты принадлежат одной нации, одному народу? Чаще всего так и происходит. Но не всегда. На территории России мордвины говорят на двух языках: мокша и эрзя, то есть один народ - два языка.
Есть противоположные примеры, где язык один, а народы разные: испанский в государствах Латинской Америки или английский в Великобритании, США и Австралии.
Таким образом, формула язык = нация тоже не всегда верна.
Сейчас этот инструмент активно используют в политических целях. Например, объявляют, что румынский и молдавский – это один язык, значит один народ и давайте-ка объединимся! В Турции и Азербайджане популярна становится формула: «Два государства – один народ» тоже на основе общности языка, что тоже в конечном итоге настраивает народы на возможность воссоединения.
Как ни удивительно, основополагающим критерием при различении языка и диалекта является такой ненадежный и трудно фиксируемый фактор как самосознание носителей языка/диалекта. Если большинство носителей считают свой говор частью другого – большего языка, то это диалект, если они считают свой язык самостоятельным – то это отдельный язык.
На этот фактор очень сильно влияет политика. Сейчас на Украине пришли к власти люди, которые продвигают идею о том, что украинский язык – это самостоятельный язык, потому что эта идея лежит в основе самоидентификации народа и соответственно независимости государства. Были бы лояльнее к России, все могло бы быть и по-другому.
Помимо собственного осознания народа, в определении языка и диалекта определенную роль играет и международное признание. Если большинство стран принимают, поддерживают, признают некий язык как самостоятельный, то, наверное, его можно считать самостоятельным. Если же в большинстве стран его воспринимают как диалект, тут уже сложнее.
При существующем положении вещей украинский – это отдельный язык. Но главные различия украинского и русского языков – сугубо политические. Кто знает, куда качнется политический маятник? Все еще может перемениться.
Три главных отличия украинского языка от русского
Заимствования из украинского языка в русский
Постмайданные неологизмы в русском языке