Найти в Дзене

Готов ли ребёнок к школе интеллектуально? Рассказываю, какие мыслительные процессы должны быть сформированы для успешной учёбы

Оглавление

Оглядываясь назад любой родитель может удивиться насколько далеко его ребёнок ушёл от младенчества и каким сложным стало его мышление, умения.

Мыслительные операции не появляются из неоткуда, а являются результатом наслоения знаний: сначала идут какие-то вещи попроще, потом, когда малыш накопит определённый запас, происходит переход на ступеньку повыше. Именно так постепенно растёт интеллект и логика.

Но если почвы для развития нет, то даже у полностью здорового ребёнка высока вероятность появления задержки психического развития (ЗПР). Чего уж говорить о детях с какими-либо проблемами по речи, коммуникации и прочими нюансами? А ЗПР в свою очередь будет неизбежно тянуть за собой вереницу трудностей в школе.

У нас очень распространено мнение, что если сам ребёнок "не дурак", то будет учиться хорошо, а если "дурак", то это его проблемы.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Лично я считаю это неверным подходом, так как тут родители надеются на авось и с себя, взрослых, перекладывают ответственность за интеллектуальную готовность на малыша 6,5-8 лет.

Так как в комментариях 100% найдутся "я ничего не делал и всё ок", то справедливости ради отмечу, что авось действительно может тут прокатить. Но для тех, кто не привык надеяться на удачу и хочет подстраховаться, а также для родителей детей с особенностями развития я всё же рекомендую обратить внимание на уровень ребёнка - проще готовиться заранее, а не в панике решать проблемы, когда они уже зашли на уровень "жареный петух клюнул в причинное место".

Подавляющее большинство детей с особенностями развития или без могут и умеют полноценно учиться, но чтобы это делать им нужна твёрдая почва под ногами, а не тут чуть знаний отложилось, тут что-то сформировалось, а тут полное дно.

К школе должны созреть определённые области мозга. Это выражается в усложнении мышления. Проверить его состояние и поправить к первому классу то, что "не готово" в идеальном варианте может хороший дошкольный педагог (например, психолог или дефектолог). Но на базовом уровне это в принципе осуществимо и дома родителем.

Какие же такие мыслительные процессы должны созреть к школе?

Анализ - это выделение чего-либо по определённому признаку из множества. Например, самая простая задача на ранний возраст: "Найди всё красное". Когда ребёнок становится постарше и имеет какие-то знания, вопросы могут быть сложнее: "Найди все фрукты", а потом и вовсе приобретать несколько условий: "Найди жёлтые фрукты круглой формы".

Синтез - ещё одна важная базовая мыслительная операция, тесно связанная с анализом. Синтез появляется у ребёнка даже раньше, так как он связан с манипулированием предметами - из частей требуется собрать (синтезировать) целое. Классические игры на развитие синтеза - сложи картинку, пазлы, конструктор по образцу, кубики.

Вот почему ребёнку важно уметь оперировать, если не всеми, то хотя бы какими-то такими игрушками. И да, именно поэтому их дают на ПМПК, чтобы проверить интеллектуальное развитие. Однако тут важно учитывать и возраст. Если для годовалого малыша не собирать картинку из 2-3 частей вполне нормально, то для пятилетки это грубое отставание.

Сериация - способность упорядочивать предметы по определённому признаку. Например, выстраивать фигуры по уменьшению/увеличению, выполнять логические цепочки (красный круг, синий круг, красный круг и т.д.).

Самая ранняя игрушка из сериации всем известная пирамидка. В последствии сериация становится основой счёта и умения выстраивать причинно-следственные связи.

Сравнение - умение выделить признак, который чем-то объединяет все предметы или, наоборот, отличает их. Например: "Чем похожи торт и пирожное?" (Сладкие), "Чем отличаются эти треугольники?" (Один красный, а другой синий).

Самыми трудными для дошкольников являются сравнения в уме без наглядных картинок похожих категорий. Например, вопросы типа: "Чем кошка отличается от собаки?", "Чем похожи перчатка и шапка?"

Обобщение - в общем-то, по названию понятно, что тут требуется выделить один ключевой признак для всех предметов. Классический пример такого задания для 4-5-летки: "Лук, картошка и капуста. Как всё это назвать одним словом?"

Казалось бы, ерунда какая-то это ваше обобщение. Ну обозвали группу овощей овощами - великое дело! Тем не менее, его отсутствие или явная слабость у ребёнка 6-7 лет обычно серьёзный признак умственной отсталости. Развитое обобщение это основа обучения. Решив пару раз пример в школе, ребёнок запоминает примерный алгоритм и в будущем похожие задачи будут решаться быстрее и эффективнее, позволяя идти дальше и обучаться более сложным вещам. Без обобщения школьник будет долго топтаться вокруг одного и того же.

Классификация - разделение предметов на группы по конкретным признакам, например: "Эти игрушки деревянные, а эти пластиковые", "Это сливы, а это груши".

Конкретизация - это, напротив, переход от общего понятия к частному. Например, конкретизация понятия "стол" приведёт нас к тому, что стол-то бывает разным: обеденным, письменным, рабочим.

Абстракция - приходит после овладения анализом, синтезом, сравнением, обобщением и классификацией. Абстракция это умение опустить несущественные детали и выделить главное. Это не самая простая задача и с ней справляются не только не все школьники, но даже не каждый взрослый. Если затруднения есть и у людей постарше, то что уж говорить про дошкольников? Тем не менее, некоторые моменты этой мыслительной операции в возрасте 6-7 лет уже могут присутствовать. Вот, например, типичный тест на абстрактное мышление к школе:

фото из открытых источников
фото из открытых источников

На картинках много лишних деталей, но если ребёнок абстрагируется, то он заметит, что из всего предложенного на место вопроса подойдут две ягоды, так как в верхнем ряду картинок два жёлудя и две совы.

А что делать, если мышление не достаёт до должного уровня?

Если вы заметили, что ребёнку чего-то не хватает и самостоятельно вести занятия не представляется возможным, то, опять же, стоит найти хорошего детского психолога, дефектолога, логопеда, курсы подготовки к школе, чтобы они помогли "дозреть" то, что не сформировано - так шансы на успешное освоение школьной программы вырастут.

Если материальные или другие обстоятельства делают невозможными занятия с частным педагогом, а помочь ребёнку хочется, то сейчас в продаже есть масса книжек из серии "Тесты к школе", с тренировочными заданиями, которые могут помочь подтянуть мышление.

Со своей стороны я тоже могу кое-что порекомендовать. Когда сыну было 5,5 лет, нам посоветовали замечательное, на мой взгляд, пособие по математике от Л. Петерсон "Раз ступенька, два ступенька". Честно говоря, учитывая то, что у Лёвы была сенсомоторная алалия (он не понимал речь и долго не говорил) и в следствие неё всегда было некоторое отставание, я поначалу думала, что оно не для нас, особенно наслушавшись от родителей школьников, что программа Петерсон достаточно сложная.

Ну не знаю какая она в школе, но то, что предлагается в "Ступеньке" для детей 5-7 лет в принципе оказалось для сына вполне по силам. Хотя, честно скажу, поначалу я не понимала зачем автор даёт там задания на какие-то вещи явно не по адресу, например, прописи или смену признаков. Потом уже, почитав и погрузившись в тему, стало ясно, что пособие на самом деле очень толковое и в первую очередь строит базу под математику и другие науки. Например, те же прописи - это из области пространственного мышления, без которого ни о какой математике и речи быть не может, а логические задания развивают внимание и алгоритмическое мышление.

И конечно же не забываем о том, что важно общаться с ребёнком и обогащать его знания - некоторые мыслительные операции возможны только на базе накопленной информации. Так, без бесед со взрослым, трудно будет сформировать то же обобщение. Например, если не рассказывать, что стол, стул, кровать, диван называются одним словом "мебель", то потом бедность знаний выявится наивными рассуждениями в духе: "Кровать и тумба из одной категории, потому стоят в одной комнате." Подобный уровень суждений будет мешать мышлению развиваться и, как следствие, быть более успешным в учёбе. А для практически любого ребёнка вполне реально хорошо учиться. Часто только нужно ему немного помочь.

Спасибо, всем, кто дочитал до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Развитие логики у дошкольников 2-5 лет. Простые и бюджетные игры дома

Изучение букв, подготовка к письму и профилактика дисграфии - показываю задания, которые дают нам наши логопеды

Базовые понятия об окружающем мире, которые должны знать дошкольники 2-5 лет