Найти тему

Русь была крещена не совсем в 988 году. Проблема датировки.

Тот самый момент
Тот самый момент

К Крещению можно относится по разному, но сложно переоценить значение этого события. Именно с этого момента князь Владимир избрал совершенно иной цивилизационный путь, который повлиял на всю историю Русского государства. Я не буду говорить про гипотезу, основанную на летописи, по которой Русь была крещена 4 раза (это тема для отдельного разговора). Речь пойдёт лишь о дате. И было ли Крещение в 988 г. ?!

Большинство историков определяют год Крещения по летописной традиции, так как в «Повести временных лет» (далее ПВЛ) указывается, что «в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь», где и крестился с дружиной своей. Но соответствует ли эта дата действительности? Если мы обратимся к сочинению древнерусского писателя Иакова Мниха (XI в.) «Память и похвала князю русскому Владимиру», то обнаружим следующее:

«По святом же Крещении жил блаженный князь Владимир 28 лет. На другой год после Крещения ходил к порогам, на третий год город Корсунь взял».[1]

Это очень важный момент, так как в нём мы видим совершенно другую датировку событий, по сравнению с ПВЛ. Высчитать её не представляется сложным. «Почил с миром июля месяца в 15 день 1015 года», а значит, если мы вычтем из даты смерти годы пребывания князя в христианстве 28, то получим 987 год, а не 988. Дата же похода на Корсунь мы находим по такому же принципу – 989 г. Таким образом, по свидетельству Иакова Мниха, Владимир крестился задолго до взятия Корсуни, но где именно он это сделал – неизвестно и говорить об этом достаточно сложно. Сам Мних ничего о месте и обстоятельствах Крещения не говорит. Скорее всего, это произошло на территории Руси. Например, во фразе «крестился сам Владимир и детей своих и весь дом свой святым Крещением» под «дом» может подразумеваться Киев или же город, в котором родился князь – Будутине ( место рождения князя по Никоновской и Усюжской летописи, но эта версия маловероятна). В древнейших русских памятниках XI века и в ПВЛ обнаруживаются существенные расхождения в датировке важнейших событий, связанных с началом христианской истории Руси.

Иаков Мних.
Иаков Мних.

По версии О.М. Рапова, события развивались следующим образом: в 988 году Владимир заключил договор об оказании военной помощи грекам при условии крещения Руси и женитьбы на царевне Анне. В 988 и 989 гг. русские войска участвовали в боях с мятежниками, однако Василий II Болгаробойца не спешил выполнять обещание. Тогда в августе 989 года Владимир осадил Херсонес и взял его в апреле 990 года. Грекам ничего не оставалось, кроме как прислать священников и царевну на Русь. 1 сентября 990 г. состоялось крещение киевлян в Днепре (или Почайне).[2]

О 987 году мы узнаём не только от Мниха. Арабоязычный историк Яхья Антиохийский совершенно по иному трактовал обстоятельства крещения Владимира и Руси. От него мы узнаём, что «14 Сентября 987-го года» Варда Фока взбунтовался и провозгласил себя царём Византии. Далее мы читаем:

«Царь Василий по причине силы его войск (прим. Варда) и победы его над ним. И истощились его богатства и побудила его нужда послать к царю Русов, — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь Русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его страны, а они народ великий».[3] В 989 году узурпатора удалось скинуть.

Версия Антиохийского по датировке схожа с Иаковом Мнихом, но, в отличии от последнего, он указывает обстоятельства и причины принятия христианства. Но обе версии друг другу совершенно не противоречат, а скорее дополняют друг другу.

Таким образом, мы видим, что, скорее всего, крещение Владимира и самой Руси произошло примерно в 987 году, а не в 989 году. Почему автор ПВЛ указал дату всех событий 988 год – остаётся загадкой. Д. С. Лихачев считал, что «Сказание о распространении христианства на Руси» возникло во второй половине 40-х годов при храме во имя святой Софии, основанном Ярославом Мудрым, и должно было осветить события церковной истории Руси правильно, то есть с русской, а не с византийской точки зрения. Возможно, именно поэтому автор ПВЛ и придумал легенду, чтобы угодить политической повестке. Но теперь нам точно известно, что во время захвата Корсуни, князь Владимир и, скорее всего, Русь были крещены.

По словам Шахматова, «в народной памяти устанавливалась связь между крещением Владимира и земли Русской, с одной стороны, его походом на Корсунь и женитьбой на греческой царевне — с другой». Это и стало основанием для создания не летописной «Корсунской легенды», «основание, уже уклонившееся от исторической действительности, слившее в одно разновременные события, придавшее единство тому, что на самом деле такого единства не имело».[4] Подробностей всех процессов летописец не знал, но это и побуждало его проявить свою фантазию. Так и произошла «Корсунская легенда».

Всех благ!
Ваш, Историк на полставки.

Ссылки на источники:

[1] Иаков Мних. «Память и похвала князю русскому Владимиру». URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Pamjat_Vladimir/text1.htm

[2] О.М.Рапов. Официальное крещение князя Владимира Святославича и киевлян. URL: http://portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2196

[3] Розен В. Р. «Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского». URL: http://yakov.works/acts/10/porfirog/yahya.html

[4]Шахматов А. А. История русского летописания. Т. 1. Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды, кн. 1. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. С. 106