Статья продолжает тему о мечах, найденных в захоронениях королей, начатую рассказом об обстоятельствах обнаружения меча в гробнице короля Кастилии и Леона Санчо IV, жившего в XIII веке (ссылка будет в конце этой статьи).
Неряшливая работа как причина для радости.
В 1938 - 1939 годах раскопки развалин Десятинной церкви, произведенные Киевской экспедицией Института археологии Академии Наук УССР позволили обнаружить древнее погребение, сохранившегося в почти полной неприкосновенности внутри развалин церкви. Сохраниться погребению помогло просто небывалое везение: территория Десятинной церкви раскапывалась дважды - в 1824 и 1826 годах, но, очевидно, работы велись крайне неряшливо. А в 1828 году вся западная часть развалин Десятинной церкви оказалась под новой церковью, выстроенной по проекту Стасова.
Однако работа Киевской экспедиции, которая велась уже в соответствии с разработанными к этому времени методиками, позволила обнаружить истлевший деревянный саркофаг длиной 2,22 м, шириной 0,65 м с двускатной крышей. В нем находился костяк с поврежденной правой рукой. Повреждения были вызваны, скорее всего, работами по строительству фундамента новой церкви.
Княжеский меч.
Самой интересной находкой, однако, был меч в ножнах:
"Вдоль правой ноги, начинаясь от бедренного сустава и кончаясь немного ниже колена, лежал железный меч (дл. 0.59 м, шир. 0.06 м). На нем частично сохранились деревянные ножны с серебряным наконечником. Отлично сохранившийся наконечник представляет гладкую серебряную покрышку ножен, украшенную в верхней части гравированным орнаментом и заканчивающуюся вверху с каждой стороны птичьими головками, с изогнутым клювом и большим глазом. Нижняя часть наконечника покрыта также гравированным плетеным орнаментом и накладной ажурной плетенкой с черненым заполнением. Внизу наконечника припаян серебряный шарик" (Каргер М. Княжеское погребение XI века в Десятинной церкви // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. Выпуск IV. Москва-Ленинград. 1940).
К сожалению, меч сохранился частично: верхняя его часть вместе с рукоятью, была обломана, как представляется, тоже во время работ по строительству фундамента. С мечом были найдены остатки подвеса: три накладные серебряные бляшки сердцевидной формы с неподвижным колечком и с двумя штифтиками на обратной стороне для прикрепления к ремню. У верхней (обломанной) части меча найден серебряный наконечник ремня с стилизованной звериной головкой. Выше локтя правой (разрушенной) руки найдена серебряная орнаментированная пряжка с чернью. И у позвоночника, немного выше таза, найден еще один фрагмент серебряного предмета с двумя круглыми отверстиями, покрытый рельефным орнаментом.
Княжеская сабля.
Любопытно, что это был не первый меч, найденный на этой территории. Еще более интересная находка была сделана в 1892 году И. Хойновским во время раскопок т.н. Великокняжеского двора. В ходе работ был обнаружен шиферный саркофаг, в котором лежал скелет и согнутое в кольцо длинноклинковое оружие.
И. Хойновский оставил весьма подробное описание найденного оружия:
"без сомнения, великокняжеский, в золотых ножнах и инкрустированный золотом. Меч прямой, стальной, имеет всей длины 92 см, само же лезвие без рукояти 80 см, ширина лезвия у рукоятки 42 мм, посередине 32 мм, и так, постепенно, он суживается и оканчивается острием. Один край меча во всю длину острый, а другой край тупой на большей части длины меча, к концу же, в последней его четверти, с обеих сторон острый. Около этой тупой стороны меча на трех четвертях его длины, начиная от рукоятки, сделано было с обеих сторон меча углубление приблизительно в 10 мм ширины, которое от рукоятки было немного шире. В это углубление была запущена медная полоска тонкой бляхи, покрытая накладным золотом, на которой резцом вырезан мелкий орнамент, состоящий из завитушек растительного орнамента и чешуек" (Хойновский И. Раскопки великокняжеского двора древнего града Киева, произведенные весной 1892 года. Киев, 1893).
Судя по описанию, И. Хойновский обнаружил поистине уникальную находку - саблю, внешний вид которой (особенно украшение) заставляет вспомнить знаменитую "саблю Карла Великого". Любопытно, что М. Каргер опроверг очевидное, назвав И. Хойновского археологом-дилетантом, банально не сумевшим отличить саблю от меча:
"вследствие плохой сохранности меча Хойновский неверно реконструировал меч на своем рисунке. Инкрустированная тупая сторона меча на самом деле была остатком ножен, к которым были прикреплены золотые пластинки" (Каргер М. Княжеское погребение XI века...)
Однако, помимо золотой пластинки на рисунке И. Хойновского в глаза бросается и наклон хвостовика к лезвию клинка, что для меча совершенно нехарактерно.
Не случайно и такой известный специалист по древнему оружию Г. Корзухина однозначно относила найденное И. Хойновским оружие к саблям, точнее, к введенной ею группе "сабель-мечей".
Следует отметить, что оба захоронения были датированы началом XI века.
О мече короля Санчо IV можно прочитать здесь.
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!