«Кровавая свадьба», об этом французском фильме я вспомнила, когда в одном из залов галереи Уффици наш экскурсовод рассказала историю картины «Снятие с креста» кисти великого художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти. Однако её рассказ оказался куда более мрачным сюжета современной детективной киноленты.
Итак, наш гид поведала следующую захватывающую историю. В 1505 году молодой художник Рафаэль Санти получил заказ от знатной перуджинской дамы по имени Аталанта Бальони, которая пожелала картину на тему Страстей Христовых. Она сочла Рафаэля единственным художником, способным увековечить память о её сыне Грифонетто, пять лет назад убитым в Перудже в братоубийственной войне.
Эта ужасная драма, напоминающая шекспировскую трагедию, потрясла всю Италию. Развернувшаяся в городе страшная резня подробно описана очевидцами и вошла в историю под названием «Кровавая свадьба» (Nozze rosse).
Во второй половине XV века город Перуджа был ареной вражды и кровавых разборок двух непримиримых феодальных кланов – Одди и Бальоне. В 1488 году семейство Бальоне одержало верх, изгнало из Перуджи ненавистных Одди, и стало править городом. Но вскоре внутри общины созрел заговор. Особо недовольные члены семьи захотели изменить сложившийся порядок вещей и занять более высокие места в иерархической лестнице правящего дома Бальоне. Мятежники задумали истребить, стоящих во главе рода двух братьев-старейшин Гвидо и Родольфо, а также их сыновей: Асторре (сын Гвидо), Симонетто и Джанпаоло (сыновья Родольфо). К изменникам примкнул, имевший в семье Бальоне высокое положение, родной племянник предводителей клана, состоятельный, видный, 24-х летний синьор по имени Грифонетто.
Свой замысел заговорщики решили воплотить на предстоящей грандиозной свадьбе. Ничто не предвещало беды. Уже две недели в Перудже не прекращались торжества и застолья по случаю бракосочетания красавца Асторре Бальоне и прелестной Лавинии Колонна. Но в ночь на пятнадцатый день празднеств мятежники устроили переворот. Разделившись на группы, они одновременно напали на дома намеченных жертв и безжалостно расправились с ними. С редкостной жестокостью зачинщики убили молодоженов. Один из заговорщиков через рану в груди вырвал у растерзанного Асторре сердце и впился в него зубами. В этой ужасной резне удалось спастись только храброму Джанпаоло. Он отбил атаку нападавших, выскочил в окно, и по крышам домов скрылся от преследователей.
Утром ошеломленные горожане обнаружили на улицах Перуджи множество окровавленных трупов. Узнав о предательстве своего сына Грифонетто, Аталанта прокляла его. Она вместе с его женой Дзанобией забрала детей и покинула дом сына. Осознав свою роковую ошибку, Грифонетто попытался объясниться со своей матерью. Но Аталанта ему категорически отказала.
На следующий день, собрав войско из жителей соседних селений, в Перуджу ворвался накануне спасшийся чудом Джанпаоло. Он был полон решимости очистить город от мятежников и наказать убийц своих близких родственников. На центральной площади Джанпаоло нанёс смертельные раны Грифонетто, который умер на руках своей матери. Аталанта за считанные часы пережила путь от проклятия и ненависти к сыну до прощения, любви и безутешного горя от его потери. С бездыханного тела Грифонетто мать сняла окровавленный плащ и со словами: «Пусть же это будет последняя кровь, пролитая в Перудже», положила его на ступени Кафедрального собора.
Рафаэль не смог отказать знатной даме, так как был родом из тех мест и хорошо знал всех участников трагедии. Он принялся за работу. По мнению искусствоведов, для того, чтобы как можно ярче и полнее выразить эмоциональный фон в картине, Рафаэль создал к ней как минимум шестнадцать эскизов. Считается, что мастер посвятил этому произведению самый длительный подготовительный период в своей творческой карьере.
Нетрудно заменить, что ключевая роль в этой картине отведена юноше в красно-зеленых одеждах, напряжённо держащего ноги Христа. Он более всего контрастирует с Иисусом: его тело живо, полно энергии и наклонено в противоположном направлении. Многие эксперты считают, что в этом образе запечатлен сын Аталанты, Грифонетто.
Через два года, в 1507 году, картина «Снятие с креста» была закончена, и перевезена из Флоренции в Перуджу. Её поместили в капеллу рода Бальоне церкви Сан-Франческо-аль-Прато (chiesa San Francesco al Prato), над гробницей молодого синьора Грифонетто Бальоне.
Сто лет спустя картина «Снятие с креста» снова была втянута в криминальную историю. Главным героем произошедших событий стал кардинал Шипионе Боргезе. Он получил известность как основатель одного из самых красивых музеев в мире, Галереи Боргезе. Возвращаясь из поездки в Болонью, Боргезе заехал в Перуджу и посетил церковь Сан-Франческо-аль-Прато, где его сразу пленило рафаэлевское «Снятие с креста». Он решил непременно пополнить свою коллекцию этой работой. Несмотря на уговоры кардинала, монахи Перуджи остались непреклонны и не отдали ему картину. Тогда Шипионе решился на дерзкую кражу. Ночью его солдаты взломали портал церкви, влезли на алтарь капеллы Бальоне и вынули картину из рамы. На следующий день она находилась уже на римской вилле кардинала Боргезе.
Жители Перуджи были возмущены произошедшим, и обратились к папе римскому с требованием вернуть украденную картину. Но тогдашний понтифик, Павел V Боргезе, приходился Шипионе родным дядей и решил этот вопрос в его пользу. Павел V выпустил рескрипт (благодарность за оказание услуг), согласно которому папа поблагодарил город за то, что его племяннику был сделан столь щедрый дар. На этом спорный вопрос был закрыт.
Когда экскурсовод закончила свой рассказ, наступила пауза, которую прервал один из туристов нашей группы:
«Всё как у нас в 90-х годах: кровавые разборки, рейдерские захваты имущества и процветающая коррупция».
На этом прощаюсь.
Берегите себя.
Ваша Раиса Захаровна
P/S 1. Если Вам мой рассказ понравился – ставьте «палец вверх»;
2. Возможно, Вам будут интересны мои статьи о творчестве Рафаэля:
- «Последняя картина Рафаэля».