Найти тему
По России с любовью

С ветерком на дрезине. Как не разочароваться с самом известном музее паровозов?

Оглавление

Музей паровозов в Переславле Залесском - один из самых известных у нас в стране. Но в интернете много негативных отзывов о том, что музей не слишком ориентирован на современных туристов. Расскажу как избежать разочарований и получить настоящее удовольствие.

Этим летом, в августе 2020 года, мы путешествовали семьей (мама, папа и сын 2 года 4 месяца) на машине по городам Золотого Кольца.

Перед путешествием я написала список того, что нам хотелось бы сделать в поездке, отметив в каждом городе наиболее интересные места и объекты. Вот список в его идеальном виде (то есть так, как мы его видели "в идеальном мире"): Топ 5 дел в каждом городе нашей поездки. Отгадайте, все ли мы исполнили из того, что себе обещали? В реальности, мы полностью осуществили только последний из обязательных пяти пунктов: съездили в музей Ботик Петра I и в Музей железной дороги.

Вот моя статья об этом: Зачем Петр строил флот на горе?

Переяславский железнодорожный музей - это музей, в который каждый папа должен обязательно отвести сына.
Переяславский железнодорожный музей - это музей, в который каждый папа должен обязательно отвести сына.

А сегодня расскажу о Переславском железнодорожном музее - самом, наверное, известном и интересном музее паровозов у нас в стране.

Сайт музея размещен на адресе http://www.kukushka.ru/. Почему "Кукушка"? Это название очень точно характеризует особенность этого музея. Он посвящен именно узкоколейным дорогам, а по ним, как раз, ездили "кукушки".

Кукушка – паровоз или поезд узкоколейки.
Узкоколейка – железная дорога с небольшим расстоянием между рельсами.
Название «Кукушка» появилось, видимо, из-за схожести звучания паровоза или местного поезда со звуками, издаваемыми кукующей птицей.

Находится музей в поселке Талицы, недалеко от Переславля-Залесского. К сожалению, доехать на общественном транспорте сюда не очень удобно.

Парковка перед заездом в Талицы. Но я рекомендую на машине ехать дальше, непосредственно к самому музею.
Парковка перед заездом в Талицы. Но я рекомендую на машине ехать дальше, непосредственно к самому музею.

Зато на машине довольно легко. Можно поставить автомобиль на парковке перед селом и пройтись пешком, а можно (и это удобнее!) припарковаться у самого музея. Подробное описание дороги есть на сайте музея: как добраться

Сразу на входе стоит будка кассирши и тут, внимание!!!

ВАЖНО! Оплатить билет можно только наличными! Банковские карточки, оплата переводом, по телефону - ничего не проходит.

Мы вот наличные не взяли... Наскребли какие-то копейки на 1 билет, и я даже уже печалилась, как бы сделать выбор: идти Грише с мамой, или с папой, как выбрать... (Гриша пока бесплатно почти везде ходит, маленький). Но, в итоге, нас пустили втроем. Спасибо доброй тетушке из кассы (она, правда, просила никому не говорить!).

После того, как вы прошли в музей, можете полноценно наслаждаться старой техникой, красотой природы вокруг, заброшенными железяками и настоящим, узкоколейным депо. Все экспонаты - настоящие, собранны здесь с большой любовью, вниманием и заботой.

-3

История узкоколейного музея

Создан музей был в 1991 году, но основа коллекции была заложена раньше, просто, как говорит ее создатель Владимир Миронов, в Советское время не было возможность зарегистрировать частный музей.

Владимир Миронов давно интересовался историей железных дорог. Однажды он узнал, что под Переяславлем Залесским существует, но не функционирует, узкоколейная дорога. И загорелся идеей организовать по этой ветке туристический маршрут, используя раритетный, старинный узкоколейный паровоз. И так, постепенно, создался музей в том виде, в котором он есть сейчас.

Музей "Кукушка" - это уникальная коллекция раритетного узкоколейного транспорта. В основном это российская техника, но есть и "заграничные" экспонаты.

Фишка этого места в том, что музей располагается в реальном узкоколейном депо! Здесь можно рассмотреть не только сами составы и поезда, но все детали, которые сопровождали быт и повседневную жизни узкоколейной станции.

Ну и, конечно, здесь можно проехаться по действующей узкоколейной ветке на дрезине. Ощущения потрясающие - ведь вокруг стоит нетронутый, почти заповедный лес, дрезина идет мягко и почти бесшумно.

Но есть у музея и свои, скажем так, особенности. Он никогда не расценивался как источник получения прибыли. Его цель была сохранить, реставрировать и изучать историю узкоколейного транспорта. Можно сказать, что это практически авторский проект, личное хобби его владельцев.

Например, недавно музеем была выпущена очень интересная книга "Графская дорога", посвященная узкоколейной дороге в Юхотском имении графа С. Д. Шереметева. Представляете, столько сил, труда и финансов было вложено в это исследование?

---> Листайте галерею, там фото больше

Первые лет 15 существования музея, новостей о нем в журналах, среди турагенств было очень много. Именно благодаря тому, активному периоду музейной деятельности, он и стал настолько известным и "раскрученным".

Но последние лет 10, как мне показалось, активность музея в информационном пространстве явно спадает. Хотя ведется сайт, на котором активно обновляются новости. Например, последняя новость - о "музейного автобуса", который объезжает основные туристические объекты Переславского района.

Скриншот с сайта музея.
Скриншот с сайта музея.
"Пробный рейс «музейного» автобуса был организован 4 ноября и На линию вышел автобус ПАЗ-672М из коллекции «Ретро-бас».   В дальнейшем предполагается запуск «музейного» маршрута на регулярной основе."

В реальности, приехав в музей, есть большая вероятность столкнуться с безразличием и каким-то пофигизмом. Это особенно становится заметно искушенному посетителю современных музейных комплексов. Все-таки сейчас музей - любой, будь то абстрактный "музей утюгов" или Третьяковская галерея - каждый борется за внимание своего зрителя, стараясь создать комфортную атмосферу и предоставить максимальное количество услуг, превратив музей не только в место образования, но и в место проведения досуга, соревнуясь с кинотеатрами и торговыми центрами за внимание посетителей.

Нет, конечно, возможность прокатиться на дрезине, добавляет интерактива. И прикольный вагончик-сувенирная лавка тоже радует. Но вот всякие бытовые неудобства: отсутствие он-лайн оплаты, удобного туалета, связи, кофе, в конце-концов, конечно огорчает.

С другой стороны, думаю, стоит воспринимать это место как заповедник - не только узкоколейной дороги, а вообще как заповедник старой, почти советской, не маркетинговой жизни. Примерно как в книге Стругацких "Понедельник начинается в субботу". Когда нет задачи получить прибыль, зато есть интерес к своему делу и максимальная в него посвященность.

Поэтому вот мой совет, как сделать так, чтобы посещение этого музея доставило вам удовольствие:

  1. Возьмите с собой наличные деньги
  2. Возьмите с собой бутерброды, чай или кофе в термосе, шоколадки
  3. Настройтесь на романтичный лад и будьте готовы к настоящему путешествию в прошлое!

И тогда хорошее настроение, чудесные воспоминания и очень атмосферные фотографии вам обеспечены.

-8
Адрес:
г. Переславль-Залесский, пос. Талицы
сайт: http://www.kukushka.ru/info/tarif.html
режим работы: Весной, летом и осенью музей открыт для посещения ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 10 до 18 часов. В зимнее время музей открыт для посещения ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 10 до 17 часов.
Стоимость: 200р вход, 200р. - прокатиться на дрезине.
ПРИНИМАЮТСЯ ТОЛЬКО НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ

А как вы считаете, должны ли частные музеи больше внимания обращать на удобства посетителей? Или, наоборот, туристам стоит более благосклонно относиться к таким проектам, которые строятся на энтузиазме владельцев?

Еще почитать про Переславль:

  • 2 день - Сергиев Посад-Переяславль
  • 3 день - Переяславль
  • 4 день - переезд: Переяславль-Углич-Ростов Великий

Прогулка по набережной Переславля - прошлись по благоустроенной набережной, но больше всего нам понравилась тропинка по "дикому" берегу.

Зачем Петр строил флот на горе? - сама долго не могла понять. И надо сказать, до сих пор остались вопросы.

Все мои статьи про Переславль #v780_переславль

Больше статей о наших путешествиях смотрите здесь:

Я веду канал о путешествиях по России. Пишу только о том, что мы сами увидели и попробовали. Последнее время чаще всего ездим по городам Золотого Кольца. Подписывайтесь на мой канал ЗДЕСЬ, все публикации по городам Золотого Кольца можно найти по тегу visitgoldenring.