Ниже я привела несколько сравнительных признаков конструктивных и деструктивных групп.
1. Развивающая группа: факт существования группы не является секретом. Группа открытая и направлена на реальное решение проблем/задач членов группы
деструктивная группа: как правило, существование группы является секретом. Цель закрытости – придать оттенок «исключительности» и «эксклюзивности» или имитировать некий "алхимический сосуд", в котором происходит трансформация. Основная цель лидера группы – привлечение членов группы и новых адептов на свои платные мероприятия, зачастую направленные на формирование начальных умений в какой-либо практической области, что можно и так найти/сделать бесплатно или значительно быстрее и качественнее, поэтому - смотрите дальше:
2. Развивающая группа: нет контроля информации, поощряется использование различных источников информации, ссылки на разные материалы, мнения, статьи, открытое обсуждение, открытые встречи, у группы открытые чаты, можно делать репосты сообщений и т.д.
деструктивная группа: ссылки на другие мнения не приветствуются. Зачастую прямо запрещаются. Рекомендуется использовать только источники, которые дает или "рекомендует" лидер группы. Они преподносятся как самые достоверные, самые корректные, самые-самые-самые необходимые и достаточные. Далее следует вот что:
3. Развивающая группа: есть двухсторонняя обратная связь, которая является показателем подвижной, способной к творчеству и изменениям системы. Лидера, членов группы, их труд можно открыто критиковать, не соглашаться, спорить, действовать на свое усмотрение и т.д., при этом не становится изгоем в группе и не лишаться статуса участника. Обратная связь принимается и конструктивно обрабатывается. Можно высказывать различные мнения, отличные от мнения лидера и других членов группы.
деструктивная группа: обратной связи не существует в принципе. Лидер такой группы обычно претендует на уникальность и непогрешимость. Как правило, существует «ближний круг», который активно поддерживает лидера. Любая критика лидера, его труда, ближнего круга, членов группы приводит либо к изгнанию из группы, либо к процедурам психологического (публичного, группового) унижения - надо просить прощения, извиняться, каяться, искуплять и пр. свою "вину", проступок, ошибку, "неправильное" поведение под давлением лидера перед лицом всей группы. Если это критика со стороны внешних людей, не членов группы, то такие люди сразу получают черную метку и больше их никогда никуда не приглашают и общение с ними прекращается, даже если это близкие родственники. Очень часто критика выдается за нытьё недовольных, капризы или претензии, тупой хэйт или отсутствие вкуса у критикующего, дурное воспитание, бестактность, неразвитый интеллект, критик - это неумный, недалекий человек, который не может в силу своего дурного характера или неразвитого вкуса и такта оценить по достоинству продукты группы, т.о. критика и критикующий обесцениваются и высмеиваются лидером группы. Нередко критика преподносится лидером группы как акт выражения ненависти по отношению к лидеру или его продуктам.
4. Развивающая группа: групповое давление, если оно есть, направлено на принятие самостоятельных решений, поощряются самостоятельные решения
деструктивная группа: групповое давление направлено на закрепление зависимости от группы и от лидера. Одна из главных задач лидера деструктивной группы - это внести напряжение в существующие отношения в социальном окружение членов группы, разрушить их и переключить внимание члена группы на себя как на самое главное лицо. Жизненные решения часто требуется принять здесь и сейчас, не давая времени критически осмыслить ситуацию, успокоится, взвесить последствия самостоятельно или получить второе мнение или совет от компетентных специалистов.
5. Развивающая группа: есть спонтанность в общении. Члены группы могут не думать о том, как им себя вести, что и как им говорить, писать, при общении между собой и с другими людьми вне группы.
деструктивная группа: общение с другими людьми регламентируется лидером группы. Как правило, член группы при общении решает какую-то задачу от лидера группы (например, завербовать в группу) и у членов группы почти не остается времени на свободное спонтанное общение ни с близкими людьми, ни с другими членами группы. А кому что и как говорить - это регулирует лидер.
6. Развивающая группа: не преуменьшается занятия «обычной» социальной жизнью
деструктивная группа: вся жизнь вне группы, вне контекста групповых заданий, всё, что было до - это тлен и суета, это ненастоящая жизнь, а лишь подготовка, это существование, невежественное прозябание во тьме. То есть член группы противопоставляется социуму как более избранный, осмысленный, духовный, знающий и т.д.
7. Развивающая группа: сохраняются (и развиваются, углубляются, обогащаются) все социальные связи с теми, кто не в группе, с родственниками, друзьями
деструктивная группа: постепенно купируются все эмоциональные связи с людьми, не входящими в группу. А общение внутри группы не может быть нормальным, безопасным и питающим, поскольку лидер группы явно или подспудно активно поощряет стукачество, доносы, выдачу материала из частных разговоров, а также регулирует информационную среду культиста. А с теми, кто группу покинул по каким-либо причинам, общение в принципе невозможно для рядового члена группы. Ушедшие из группы - канувшие во тьму, предатели, враги, ненавистники и прочие нелицеприятные эпитеты.
8. Развивающая группа: уважает индивидуальность и человека обеспечивают перспективами на будущее. Помогает людям твёрдо стоять на ногах и ориентироваться в жизни. Занимаясь в развивающей группе, человек обретает актуальные для себя навыки и умения, чувствует большую уверенность в себе, своих силах, не боится действовать самостоятельно, без группы.
деструктивная группа: не дает человеку никаких перспектив вне группы и лишает его опоры на себя в настоящем. Только в группе можно достичь цели, без группы у вас ничего не получится, вы далеко не уйдете, а скорее всего будете валяться в ближайшей канаве и копаться на ближайшей мусорке. Как в говорили плохие родители своим детям: будешь плохо учиться, станешь дворником. Так же и в деструктивной группе: не будешь слушаться лидера, станешь ничтожеством и ничего не добьешься в жизни, а то и вовсе умрешь, потому что без группы жизнь никакая.
9. Развивающая группа: даёт инструменты по реализации внутренних возможностей человека
деструктивная группа: навыки, которые получает человек в деструктивной группе, не приносят ему личного счастья, успеха, денег, благополучия и пр., но лишь делают его более эффективным инструментом (инструментом - неодушевленным предметом!) для реализации проектов лидера группы. То есть многие навыки культиста имеют однозначный уклон - быть удобным для лидера. Зачастую эти навыки даже мешают эффективной адаптации в обществе.
10. Развивающая группа: финансовая информация прозрачна. Как правило, можно запросить и получить отчет о полученных и потраченных средствах, финансовые отчеты, баланс, расчеты, почему именно такая величина взносов (если платная группа) и куда они расходуются и пр.
деструктивная группа: здесь никакой открытой информации о деньгах не будет. А если спросите, то скорее всего вас агрессивно выставят дураком и попросят не лезть в чужой карман и не считать не ваши деньги.
Не все эти признаки могут присутствовать у деструктивной группы, но если большая часть есть, то скорее всего группа или сообщество деструктивно.
Смотрите еще дополнительные признаки деструктивных групп в следующей статье.