Это продолжение темы, начатой в первой части материала. Там мы отметили главное - Победу в Великой Отечественной войне одержал Советский Народ, состоящий из представителей самых разных национальностей. Идеологи Третьего рейха пытались внести раскол в ряды нашего народа, объявляя отдельные национальности СССР "равноправными союзниками рейха" и записав казаков в потомки готов, которые еще и "расово близкими" таким образом стали. Сложности, противоречия и трагические события первых десятилетий советской власти, неизжитые межнациональные проблемы и старые обиды, а главное, тяжелые поражения Красной Армии в начальный период войны позволили врагу привлечь в свои ряды многих граждан СССР, формируя из них в том числе и национальные части. Эта тема подробно рассмотрена на нашем канале в статьях
Фотографии из трофейных немецких альбомов. Часть 2. Казаки, Хиви и прочие "добровольцы".
Анатомия предательства. "Восточные войска" Германии. Документальный обзор по немецким источникам.
и еще нескольких. Что было, то было. Но перевесила все же другая реальность, не та, что предложили подручные Гебельса и Гиммлера.
Тех, кто считал СССР своей Родиной, за которую не страшно умереть, было несравнено больше, чем таких "героев", как атаман Краснов, готовых откупить свою личную вотчину у врага ценой уничтожения Державы или просто трусов, спасавших собственную жизнь любой ценой. Сейчас наследники предателей и трусов твердят про "тюрьму народов" и "чужую войну", но в те суровые времена десятки и сотни тысяч уроженцев разных республик Советского Союза шли воевать не под дулом пулемета заградотряда (распространенный бред, тиражируемый современным кинематографом), а потому, что все шли. А они были мужчинами и понимали, даже не зная русского и не умея читать, не разбираясь в политике и географии, что защищать свой дом от врага священная мужская обязанность, чтобы жили дети, чтобы жизнь продолжалась.
Все это так, но не бывает света без тени. Боевые качества личного состава частей и соединений Красной Армии определялись в том числе и их национальным составом, что наглядно демонстрирует огромный пласт сохранившихся документов с отчетами по этом вопросу. Зачем так тщательно изучать и подсчитывать то, что не имеет значения? Значит значение все же было и в СССР того времени об этом говорить не считалось зазорным.
"Начальникам политотделов корпусов, дивизий и бригад. Представить к 6.3.45 данные о национальном составе... примите все меры к обеспечению представления данных в указанный срок." - директива начальника политотдела 61-й Армии генерал-майора Котикова.
Наличие в составе части большого процента военнослужащих из тех или иных областей в виду специфики формирования на конкретной территории существенным образом влияло на боеспособность и данный фактор необходимо было учитывать при планировании операций.
Пренебрежение указанными обстоятельствами дорого обходились в бою. Наиболее показателен тут пример Крымского фронта, неудачные действия которого привели к падению Севастополя, потере всего полуострова и прочим трагическим последствиям, о которых мы уже писали в статьях на нашем канале.
224-я, 390-я и 396-я стрелковые дивизии были наиболее "проблемными", так сказать - прежде всего из-за своего национального состава. Слабое знание личным составом (мягко говоря) русского языка, слабая подготовка, низкая дисциплина и традиционные межэтнические конфликты в этих соединениях вынудили командование провести ротацию кадров -«частичная взаимная переброска людей по национальному признаку с охватом до 3600 человек» осуществлена в феврале 1942 года по прямому указанию Мехлиса. Скорее всего речь идет о разделении армян и азербайджанцев по разным воинским соединениям.
396-я (азербайджанская) и 390-я (армянская) дивизии высаживались на Крымский п-ов вторым эшелоном.
Обе дивизии сформированы в Закавказье в 1941 году, личный состав их был практически необучен, многие никогда не служили в армии. Меж тем, задачи этим соединениям ставились наравне с другими.
В ходе майского наступления немецких войск в Крыму 369-я дивизия (ее еще называют азербайджанской) и 390-я (армянская) были уничтожены и официально расформированы в июне 1942 года.
Справедливости ради отметим - большинство рядовых бойцов указанных дивизий были крестьянами, никогда не проходившими военного обучения. Низкие боевые качества соединений определялись не национальностью основной массы бойцов как таковой, а практически полным отсутствием военной подготовки и минимальной грамотности.
По мере приближения фронта к Кавказу, в Азербайджане создавались истребительные батальоны, а в помощь им - отряды и отделения в селах, включая старших школьников. Но в летний период обучение этих групп практически сошло на нет, т.к. все были заняты в сельском хозяйстве и не имели возможность посещать занятия. Примерно такая же ситуация была в наспех сформированных дивизиях из Закавказья.
Полностью документ доступен по ссылке:
Дислокация и численный состав истребительных батальонов НКВД Азербайджанской ССР.
Формировались национальные соединения и вполне осознанно - например 8-й Эстонский стрелковый корпус. Участие в боях рядом с земляками, соответствующее название соединения, подбор командиров и политработников, использование родного языка (команды и приказы, конечно, только на русском, но все же) - все это было дополнительным стимулами, определяющими высокую стойкость корпуса в боях. Да и наличие такого соединения в составе Красной Армии имело большое политическое значение. Разумеется, Эстонский стрелковый корпус не был чисто эстонским - см. иллюстрацию.
На 11 марта 1943 года в 8-м Эстонском стрелковом корпусе эстонцев все же больше всего - 11477 человек. Русских более чем в два раза меньше - 5708. На 80% корпус, конечно, эстонским не был, как это указано в Википедии, но все же его однозначно можно записать в национальные формирования. Корпус сражался в том числе и с эстонскими частями СС и в 1945 году в ознаменование своих заслуг (уже после Победы) был переименован в 41-й гвардейский Эстонский Таллинский стрелковый корпус.
Краткие выводы о боеспособности и боеготовности 7 Эстонской сд и 249 Эстонской сд.
Описывает период с 09.01.1942 по 05.10.1944 г. Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 24.01.1945 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 217, Опись: 1221, Дело: 3843, Лист начала документа в деле: 8. Авторы документа: 8 Эстонский ск, генерал-лейтенант Пэрн, генерал-майор Лукас.
Кстати, начальник штаба Эстонского корпуса генерал-майор Лукас служил аж в трех армиях - Российской императорской (командир взвода и роты, прапорщик), Эстонской (командир полка) и РККА. Увы, после войны он был обвинен в шпионаже и антисоветской агитации (1950 год) и умер в лагерях. Посмертно реабилитирован.
А вот призывной контингент из других присоединённых в предвоенный период территорий ( прежде всего с западных областей Украины и Белоруссии) вызывал у командования сомнения в плане его боевой ценности. Особенно критичным этот вопрос встал по мере продвижения Красной Армии на Запад и освобождения областей, длительное время находившихся под немецкой оккупацией и призыва молодого пополнения с этих территорий.
"Сведения о наличии уроженцев западных областей Украины и Белоруссии показать отдельной строкой" - более чем красноречивое указание, особенно если учесть, что в аналогичных документах "отдельной строкой" традиционно указывалось наличие военнослужащих, бывших ранее в плену, окружении, а также судимых и т.п.
Приведем теперь несколько документов по национальному составу различных частей и соединений Красной Армии:
47-я Армия, сформированная в Закавказском ВО для прикрытия границы с Ираном в июле 1941 года, входила в Закавказский фронт, потом была переброшена на Керченский п-ов (январь 1942 года), 51-я Армия обеспечивала оборону Крыма. Ниже национальный состав этих соединений по состоянию на февраль-март 1942 года - любопытно сравнить их со справкой по всему Крымскому фронту за 20 февраля (см выше).
Из дивизий, сформированных на Кавказе, рассмотрим еще 328-ю стрелковую дивизию. Начав свой путь в Беслане, это соединение дошло до Берлина. Первоначально было укомплектовано призывниками местных национальностей, выписанными из госпиталей фронтовиками и курсантами Махачкалинского и Телавского пехотных училищ.
Вот справка о ее национальном составе на 23 ноября 1942 года, которую мы публикуем без комментариев:
Прибывшее в дивизию пополнение в количестве 247 человек представляло из себя достаточно пеструю картину - 12 национальностей, больше всего уроженцев республик Закавказья. Командование крайне низко оценило его боеспособность ("пополнение на 3/4 не представляет боевой ценности" - дословная цитата) и "политико-моральное состояние", указав на имевшие место быть аж целых 11 "самострелов" - см рукописный фрагмент Рапорта ниже.
Мы продолжим рассмотрение этой непростой темы в последующих публикациях - Часть 3 уже на канале.