На вопрос, есть ли рай на земле, большинство мужчин просто пожмут плечами, дескать, какой уж тут рай, дай бог со своими проблемами разобраться. Но особенно утончённые натуры, понимающие толк в удовольствиях, уверенно ответят - гарем! Действительно, не расплывчатые образы христианского или иудейского рая, и, уж тем более, не сверкающая безграничная буддийская нирвана, а именно гарем, как земная тень мусульманского джанната (рая), чаще всего приходит к нам в голову при обращении к теме рая. Пальмы, слуги с опахалами, журчание ручьёв и шум фонтанов, пронзительные крики павлинов и множество прекрасных гурий - вот примерная картинка, навеянная обширной литературой, начиная со средневековой арабо-персидской "Тысячи и одной ночи", и не менее обширной фильмографией, к слову, каждым своим произведением настойчиво убеждающей женскую половину человечества, что и в гареме женщина способна быть свободной.
Заметим сразу, что как это обычно бывает с любыми мечтаниями, образ гарема далёк от реалий. Закрытость, отсутствие информации, запреты привели к тому, что и сегодня о гареме известно очень не много. И сегодня, как и столетия назад, значительная часть общества формирует своё мнение о гареме, опираясь на созданные ими же самими мифы. Три, из множества таких мифов, мы и рассмотрим в настоящей статье.
Для начала, небольшая справка. Гарем (от арабского "харам" - священное, закрытое место) - это часть дома или дворца, где проживают жёны мусульман. Когда появляется гарем сказать сложно, но известно, что как явление, он оформился при дворе арабских калифов к 8-9 векам, и просуществовал, в практически неизменном виде вплоть до начала 20 века, географически совпадая с границами мусульманского мира.
Миф первый: хозяин гарема - полновластный владыка над его его обитателями и может делать с ними всё, что захочет.
Это не соответствует действительности. Структура, этикет, режим жизни гарема были строго регламентированы и хозяин гарема, будь он хоть султаном, расценивался важной, но далеко не главной фигурой. Вот что об этом пишет британский исследователь Норман Мосли Пензер в своей книге "Гарем: история, традиции, тайны": "...Гарем не был женским царством, где в мраморных залах в ожидании внимания своего господина бездельничали сотни женщин, — он был небольшим самостоятельным мирком, который управлялся твердой и одновременно заботливой рукой, и совсем не мужской, а женской! У каждой из обитательниц были свои конкретные обязанности, каждая должна была придерживаться правил и законов, которые во многих отношениях были столь же строгими и жесткими, как в монастыре. Никто не знал принятого в гареме этикета лучше, чем сам султан, и, пока этот этикет соблюдался, проблем не возникало. В противном случае, даже если султану удавалось договориться с такой влиятельной дамой, как собственная мать, и со своим визирем, оставались еще янычары, с которыми султану тоже приходилось считаться. Он мог заходить в своих действиях достаточно далеко — нельзя было только переступать определенную черту: тогда смещение с трона было неизбежным, а смертный приговор весьма вероятным...". Так что, владычицей в гареме могла быть фаворитка, старшая жена или, как было принято в Османской империи, мать правителя, а не сам султан. Разумеется, подобные отношения распространялись и на гаремы подопечных калифа или султана.
Миф второй: женщины в гаремах использовались исключительно для сексуальных утех хозяина.
И это не точно. В гареме, если опираться на немногочисленные свидетельства очевидцев или приближенных к этим очевидцам, по определению, не могло быть разврата. Все женщины гарема, включая наложниц - аджем, кроме обязательного изучения Корана, обучались грамоте, изящным искусствам, этикету, получали какие-либо профессиональные навыки. Примечателен факт, что если в течении 9 лет хозяин не имел с наложницей близости, она могла стать свободной и выйти замуж. Все обитательницы гаремов уровня султана или паши получали жалование и часто вели благотворительную деятельность. Так что, гарем не был местом сексуального рабства, во всяком случае, свидетельства об этом отсутствуют.
Миф третий: гарем обязательно должен быть роскошным, с дворцом садом и фонтанами.
Нет, конечно. В основе наших образов гарема лежат творческие переосмысления художников, писателей, кинематографистов, создателей народного фольклора, гаремов правителей: халифов, султанов, шахов, ханов и т.д. Основное количество гаремов выглядело очень скромно. Помещения гаремов находились на верхних этажах домов. Поэтому, образу "золотой клетки" в которой томятся сотни красавиц, никак не соответствовали.
Мы взяли лишь три мифа о гареме, практически наобум, а их число идёт на сотни. Тема гарема лучше всего показывает, что чем меньше мы знаем о том или ином явлении, тем ярче фантазии создает наше прихотливое сознание, тем более таинственным нам оно кажется.