По Ипатьевскому списку, Святослав родился в 942 году: «В се же лѣто родися Святославъ у Игоря» [Лѣтопись по Ипатскому списку. – СПб., 1871, c. 28]. Л.Н. Гумилев по этому поводу изрекает совершенно мутные и нелепые предположения: "Неясен, и вероятно, неразрешим только один вопрос: был ли Святослав сыном Игоря Старого? Летопись в этом не сомневается, у нас нет уверенности в этом. Но в плане этнологическом это не так уж и важно. Ольга и Свенельд восстановили славяно-русскую (? - Авт.) традицию (? - Авт.) и вернули Русь на тот путь, по которому она двигалась до варяжской узурпации (? - Авт.)" [Князь Святослав Игоревич - М., "Наш современник", 1991, № 7 с. 145].
По летописям, Святослав ребенком находился при матери княгине Ольге и дядьках варяжских норманнах Свенельде и Асмуде в Киеве. В действительности, по данным археологии, в Киеве середины X века никаких княжеских построек не обнаружено, и где жили на самом деле Ольга со Святославом однозначно утверждать достаточно сложно.
По сообщению императора Византии Константина Багрянородного (ок. 948-952 гг.): «приходящие из внешней Росии [1] в Константинополь моноксилы [2] являются одни из Немогарда (Nemogard) в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски (Смоленск), из Телиуцы (Любеч), Чернигоги (Чернигов) и из Вусеграда (Вышгорода). Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава (Киев)» [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон и др.) – М., 2009, т. II, c. 158-159].
Большинство российских историков, по времени и летописному описанию географии варяжского пути, в сообщении Константина под Немогардом разумели Новгород, «сажая» в него на княжение ребенка Святослава, что по реальным обстоятельствам невероятно. Княгиня Ольга, как мать, не могла послать своего единственного малолетнего сына наследника на далекий северо-запад, а сама оставаясь в Киеве. По летописям Святослава воспитывали южане - киевский воевода Свенельд и знатный варяг Асмуд. Практически невозможно. чтобы они также "сидели" в Новгороде вместе со Святославом.
К тому же, по данным археологии, Новгород, как город, в то время реально не существовал. Под 953-м годом датируется самая древняя из новгородских построек, исследованная археологами [Янин В. Л., Алешковский М. Х. Происхождение Новгорода (к постановке проблемы) // История СССР. 1971. № 2, c. 34]. «Сидеть» Святослав мог лишь в небольшой крепости приильменского Городища. Спрашивается - для чего, с какой целью?
Есть единственное, но явно не серьезное объяснение мнимого северо-западного княжения Святослава: «Городище вполне может быть отождествлено с «Nemogardas», где, по словам Константина VII, еще ребенком был поставлен на княжение Святослав, сын князя Игоря. Символическое присутствие на этом месте князя-ребенка указывает на его важное значение» [Франклин С., Шепард Д. Начало Руси 750-1200. – СПб., 2000, c. 64, 194].
В князе как таковом, древние новгородцы-общинники не нуждались, его с дружиной и челядью нужно было кормить. Военного гарнизона варяжских норманнов в Городище, который по данным археологии жил с семьями, обустроив свои огороды, было вполне достаточно для сбора дани и обеспечения безопасной торговли в регионе Приволховья. Самые ранние упоминания княжеских резиденций в Новгороде связаны с рассказом о событиях времени Ярослава Мудрого начала XI века.
А.Н. Кирпичников рассуждая о Немогарде, высказал предположение, что Константин ошибся, судя по всему это был Невогард, т. е. город возле озера Нево, так в древности называлась Ладога [Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. – Л., 1984, c. 40]. Однако, в этом случае, возникает естественный вопрос, где жил Святослав в Старой Ладоге со своей челядью и дружиной, ведь за все годы археологических раскопок староладожского поселения не обнаружено никаких следов княжеских дворцовых сооружений времен Рюрика, Олега и Игоря.
Ни Новгород, ни тем более Старую Ладогу, нельзя идентифицировать с Немогардом, не вступая в противоречие с сообщением Константина Багрянородного. Он пишет, что речь идет о плавании моноксил вниз по Днепру, не упоминая при этом никаких других рек и озер.
Реально, на моноксиле, представляющей собой славянскую пирогу, от Новгорода до Константинополя, по «варяжскому пути» описанному летописцем, доплыть невозможно. Попытки осуществить реконструкцию похода на ладье из Новгорода в Киев окончились неудачей.
По мнению В.А. Пархоменко, что под Немогардом кроется название другого города, расположенного южнее Новгорода [Пархоменко В.А. У истоков русской государственности (VIII-XI вв.). Л., 1924, c. 34, прим. 8].
Nemogard в прямом смысле слова означает не имеющий (Nemo) [3] названия город (gard). По Константину Багрянородному этот город стоял на берегу Днепра находясь западней Милиниски (Смоленска). Единственно возможным реальным местом нахождения Немогарда был район древних поселений неподалеку от Смоленска с характерным названием Гнёздово.
Комплекс Гнёздова включает протянувшиеся на 5 км. вдоль Днепра памятники IX-XI века: два городища, к которым примыкают открытые поселения - селища. Гнёздово занимает территорию около 16 гектар. Из городов северной Европы, только Хедебю (24 га) был крупнее (Бирка – 13 га, Дублин - 12 га, Рибе -10 га).
Поскольку Константин не знал конкретно, в каком из городищ Гнёздово проживали Ольга со Святославом, то он назвал это место как Немогард. Константину было неведомо, что исторически Гнёздово именовалось Великоградом. В древнескандинавских сагах Гнёздово выступает под именем Syrnes Cadar [Джаксон Т.Н. Древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках. - М., 2001, c. 31].
Летописец начала XII века и его последующие переписчики XIV-XVI вв., толкуя о Новгороде времен Рюрика и Смоленске времен Олега, идентифицировали современные им Новгород и Смоленск с древнейшими селищами на их местах. Но, лишь в середине X века начался процесс обособления и развития Смоленска как племенного городища славян кривичей. Длительное время поселения Гнёздова и Смоленска существовали друг с другом, выступая в описании Константина как отдельные города – Немогард и Милиниски, ровно также как Вусеград (Вышгород) и Киоава (Киев).
Перечисляемые Константином Багрянородным древнерусские приднепровские города приводятся в европейской (Немогард), греческой (Милиниски, Телиуцы, Чернигоги) и славянской (Вусеград) транскрипции. Судя по всему, после похода Игоря Рюриковича на Царьград, император Константин уделял пристальное внимание региону Приднепровья, пользуясь сведениями христианских соглядатаев из среды греков, славян и норманнов.
Святослав был первым князем Руси, носившим славянское имя, хотя кровно по матери и отцу был варяжским скандинавом. Имя Святослав сугубо летописное. Происхождение Святослава и уровень его знатности точно характеризует современник император Константин, называя его Сфендослав. Нестор это имя в духе православия изменил на Святослав, несмотря на то, что он был убежденным язычником и никакого отношения к "святости" вообще не имел.
Имея в виду скрытую символику имен в то время, по существу более правильным следовало бы именовать Святослава как Светослав. Так, в договоре Олега-правителя с Византией от 911 года русские князья титулуются летописцем "светлыми", а великий князь Русский выступает как "наша светлость"[Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 32]. В этом плане, имя Светослав могло бы собой символизировать "свет власти славянам", или, например, "светлую славную власть".
Свой первый поход Святослав совершил еще 4-х летним ребенком, когда в начале боя киевских варягов c древлянами, он начал сражение, бросив в сторону врага копье, воодушевив варяжских воинов: «князь уже почалъ; потягъете, дружина, князъ» [Там же, c. 57].
Святослав рос, воспитывался и жил [4] в дружинной среде: «Его войско и есть «народ»… он живет в среде своих воинов, ест и пьет вместе с ними, одевается так же, как они» [Гримберг Ф.Л. Рюриковичи или семисотлетие «вечных» вопросов. - М., 1997, c. 63]. По сообщению Константина Багрянородного, Святослав в возрасте 6-10 лет проживал в Немогарде (Гнёздове), в тех местах, которые по данным археологии отличны массовыми находками оружия и курганами дружинных захоронений.
В отношениях c дружинниками, Святослав придерживался обычаев родовой военной демократии принятой среди норманнов. Для варягов Святослав был пожизненным военным вождем: «войны многи творяше. Ходя возъ по собѣ не возяше… ни шатра имяше, но подъкладъ постлавъ и сѣдло в головахъ; тако-же и прочии вои его вси бяху» [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 63]. Исконная простота быта Святослава и его отношений с соратниками была близка сердцу монаха-летописца.
Святославу была органически чужда роскошь, он отказался ехать вместе с матерью, ее служанками, послами и купцами в Царьград, где княгиня Ольга, рассчитывая на пышный прием и богатые подарки, крестилась в православии. Не желая кланяться императору Византии, 15-летний Святослав демонстративно послал в Константинополь вместо себя своего двоюродного брата.
Впервые в древнерусской истории, Святославу удалось сформировать свою личную дружину не по приоритету фратрии "братского рода Руси", а по меж родовому признаку воинской целесообразности отбора лучших из разных родов. Святослав по происхождению был смешанной скандинав-ской крови, по отцу Игорю - варяго-ингром, а по матере Ольге, если она была дочерью Олега, - варяго-россом. Святослав брал в дружину умелых и преданных наемников этнически разных варяжских скандинавов, в большом количестве обитавших в районе Гнёздово.
Более того, Святослав образовал не только свою личную дружину из нескольких сот человек, но и преданное ему дружинное войско из нескольких тысяч отборных воинов. Дружинное войско служило Святославу не за деньги, а за добычу с воинских походов. Содержание дружинного войска не требовало больших денежных расходов, однако, оно могло существовать лишь в условиях непрерывных и успешных завоевательных походов. Использование отборного войска, вместо многочисленного и разноплеменного воинства, давало возможность Святославу осуществлять быстрые, внезапные для врага переходы и неожиданные наступательные действия.
Образно пишет об этом М.В. Ломоносов: Святослав «перелетал неприятельские земли наподобие орла и ударял на них леопардовым стремлением» [Древняя Росciйская исторiя. - СПб., 1766, c. 81]. Лев Диакон пишет о Святославе: «он был мужем горячим и дерзким, да к тому же отважным и деятельным» [История - М., 1988, c. 44]. По возрасту, великим походам и грандиозным державным замыслам Святослава можно по праву назвать древнерусским Александром Македонским.
Летописец, хотя и был православным монахом, о жизни и деяниях князя-язычника Святослава временами писал в восторженных тонах. Это касается летописной легенды о воинском благородстве Святослава, который, нападая на врагов, заранее предупреждал их: «хочю на вы ити». [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 63]. Н.М. Карамзин пишет: «В сии времена общего варварства гордый Святослав соблюдал правила истинно рыцарской чести» [История государства российского. - М., 2004, т. I, гл. VII, с. 62].
С военной точки зрения, лишение себя, по соображениям рыцарского благородства, преимущества внезапного и неожиданного удара по врагу, совершенно бессмысленно. Доподлинно известных случаев такого рода благородства Святослава нет. Но, Святославу было органически чуждо коварство и вероломство, он всегда соблюдал все договоренности с врагом, даже в ущерб собственным интересам.
[1] В миропонимании греков к «внешней России» относились земли верховий Днепра и отдаленный новгородский северо-запад, к «внутренней России» - Киевская Русь – Авт.
[2] Моноксил – гребная, реже со съёмной мачтой плоскодонная лодка, выдолбленная из единого ствола дерева. Обычно не имеет киля. Самые ранние археологические свидетельства использования долблёных судов-однодревок в Древней Руси найдены в Старой Ладоге - это лодочная скамья от долблёной лодки, датированная серединой VIII века. В Новгороде найдены остатки четырёх однодревок первой половины XI века и одной однодревки второй половины XI века. Удалось восстановить размеры одной из лодок первой половины XI века: длина - 6,75 м; ширина - 90 см; высота борта - 65 см. Также в Новгороде найдены остатки одной набойной однодревки (с нашитыми к долблёной лодке бортами) конца XI - начала XII века. Эти лодки или челноки известны под традиционными местными названиями: долбушки, корытки, однодерёвки, душегубки.
[3] Nemo - никто лат.
[4] Судьба предопределила Святославу и погибнуть вместе с дружиной – Авт.
---------------------------------------------------
Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.