Промышленные районы Петербурга редко привлекают внимание туристов: кому интересно рассматривать целые кварталы, состоящие из однообразных серых корпусов заводов? И тут я могу поспорить: мало того, что в Петербурге встречаются промышленные сооружения с очень интересной и оригинальной архитектурой (но об этом мы поговорим в другой раз), но бывают в Питере и совсем оригинальные картины: в, казалось бы, сугубо индустриальном районе города ты вдруг натыкаешься на старинное здание с красивой и интересной архитектурой! И ты сразу влюбляешься в эту постройку, ведь она выглядит особенно выигрышно на контрасте с однообразными промышленными сооружениями вокруг!
Сегодня я хочу рассказать вам именно о таких вот "оазисах" серых зон Петербурга: красивых и интересных с точки зрения архитектуры дореволюционных зданиях, спрятанных от туристов за целыми массивами заводских сооружений!
Ну что ж, приступим!
Особняк Тейхмана
Адрес: улица Ивана Черных, 16
Дата постройки: 1899
Архитектор: Тейхман
Свой рассказ я хочу начать со здания, которое было своеобразным «оазисом» ещё до революции: здание изначально строилось посреди промзон, и при этом всегда имело жилое назначение (с некоторыми нюансами)!
Первые заводы на Нарвской заставе начали появляться ещё в середине 19 века, а к началу 20 века эта местность и вовсе превратилась в сплошные промзоны. Так что нужно понимать, что Фридрих-Александр Тейхман осознанно выбирал этот район в качестве места для жилья!
Такой странный выбор был обусловлен двумя факторами: во-первых, Тейхман был человеком небогатым, и выбор места для него был не настолько принципиален - экономия превыше всего. Ну а во-вторых, Тейхман владел своей строительной компанией, так что близость к другим промышленным предприятиям была ему только на руку!
Проект здания был создан Тейхманом самостоятельно. Во многом именно поэтому здание не обладает какой-то уникальной и роскошной архитектурой: оно построено скромным и аскетичным, и в этом его прелесть! Прекрасный пример кирпичного стиля!
В советское время бывшее здание особняка «поглотил» завод железобетонных конструкций и деталей, основным профилем которого был выпуск продукции для строительства метрополитена! Ну а само здание особняка заняло заводоуправление – такую функцию бывший особняк выполняет и в наши дни!
Особняк Товарищества русских паровых маслобоен
Адрес: Курляндская улица, 41
Дата постройки: 1889
Архитектор: Бернгард
В отличии от предыдущей постройки, особняк на Курляндской строился сразу при заводе и изначально предназначался для нужд фабрики! Но по
внешнему виду здания этого и не скажешь: особняк обладает изысканной архитектурой, радующей глаз идущих по этой, прямо скажем, не самой подходящей для прогулок улице!
Особняк был построен для руководства завода русских паровых маслобоен. На данном заводе производили растительное масло из льна и сурепки, а также искусственные масла, краски и лаки. Собственно говоря, подобное направление деятельности сохранилось за предприятием и в наши дни – просто сейчас от растительных масел завод ушёл в сторону производства косметики и бытовой химии.
Однако, масштабы производства завода сохранились на прежнем, высоком уровне, а значит промзона вокруг особняка продолжает свою деятельность (увы, не все предприятия в моей статье могут похвастаться тем же).
Если говорить более конкретно об архитектуре самого особняка, то тут стоит отметить, что здание построено в эклектичной стилистике, характерной для архитектуры Петербурга конца 19 века. Единственная примечательная деталь особняка, играющая роль этакой доминанты на Курляндской улице – угловая башня: скромная доминанта по общепетербургским меркам, но очень выразительная по меркам Курляндской улицы!
Особняк Брусницыных
Адрес: Кожевенная линия, 27
Дата постройки: 1884-1886
Архитектор: Ковшаров
История особняка Брусницыных по-настоящему уникальна: он был построен в 1884 году на средства бывшего крестьянина из Тверской губернии, приехавшего покорять столицу без образования и практически без денег. Но это не помешало талантливому и предприимчивому от природы Николаю Макеевичу Брусницыну основать небольшую мастерскую по выделке кожи, ставшую в последствии крупнейшей кожевенной фабрикой в Европе!
Изначальное здание было построено в 1847 году (хотя особняк на этом месте находился ещё задолго до Брусницыных - он принадлежал купцу Фишеру, владевшему своей фабрикой в этом районе с 1770-х), но свой современный облик оно приобрело в 1884 году: его перестроили по инициативе детей Николая Макеевича, продолживших дело своего отца!
Расположение особняка Брусницыных посреди промзон объяснить не трудно – владельцы завода стремились жить как можно ближе к производству, чтобы вести надзор за своим делом! Ну а мрачное окружение особняка их, естественно, не смущало – они посвящали ему всю свою жизнь, а он приносил им огромный доход! Этот индустриальный пейзаж был родным и любимым для Брусницыных!
Фасады здания относительно скромны, но всё равно прекрасны – зрелая эклектика, созданная талантливой рукой архитектора Ковшарова. Однако, про его интерьеры такого не скажешь – вот они действительно роскошны! Каждая комната в особняке была оформлена в отдельном стиле: столовая в стиле ренессанса, танцевальный зал в стиле французской архитектуры времён Людовика XV, курительная (да, в те времена в частных особняках даже были отдельные комнаты для курения) в мавританской стилистике и так далее.
Увы, в наши дни особняк находится в отвратительном состоянии: это видно и по внешнему виду здания (сейчас руинированный фасад здания скрыт под сеткой, но ситуации это не меняет). Что уж говорить о внутреннем убранстве особняка: многие интерьеры были утрачены в советское время, а всё то, что пережило времена СССР, продолжает разрушаться в наше время – здание никто не эксплуатирует и никто о нём не заботится! Остаётся надеяться, что в будущем эта ситуация будет исправлена!
Дом призрения Брусницыных
Адрес: Косая линия, 15а
Дата постройки: 1895-1896
Архитектор: Сюзор
В этом же районе, на соседней улице, расположилась ещё одна жемчужина отечественной архитектуры, скрытая от глаз туристов целым кварталом промышленных сооружений.
Как вы могли догадаться из названия, история этого здания тоже напрямую связана с семейством Брусницыных. Собственно говоря, вся история района Чекуш (так называются промзоны на юго-западе Васильевского острова) тесно связана с Брусницыными: они не просто основали здесь производство, они ещё и изо всех сил развивали этот район, вкладывая деньги в строительство социальных учреждений для рабочих своей фабрики - больниц, школ, домов призрения. Брусницыны прославились как одни из самых щедрых меценатов в истории Петербурга!
Вот и дом призрения на Косой линии был построен на средства Брусницыных для нужд детей работников завода. С этим и связано близкое расположение здания к фабричным корпусам - в те времена рабочие почти всегда жили рядом со своим рабочим местом (при 12-часовом рабочем дне у людей не было времени и сил покидать свои фабрики)!
К слову, дом призрения Брусницыных обладает прекрасной архитектурой: с одной стороны, это типичный кирпичный стиль, характерный для архитектуры того времени, но с другой стороны - здание по-настоящему роскошно и сильно выделяется среди других построек в данном стиле!
Ну оно и понятно - строил дом призрения на Косой линии никто иной как Павел Сюзор - один из самых талантливых и выдающихся архитекторов 19 века. автор дома компании Зингер на Невском и доходных домов Ратькова-Рожнова по всему Петербургу. Да, Брусницыны не жалели денег на строительство - на них работали лучшие зодчие своего времени!
Жилые дома служащих станции Финляндская-Товарная
Адрес: Арсенальная улица, 70, 72, Минеральная улица, 25
Дата постройки: 1912-1914
Архитектор: Гранхольм
Предлагаю переместиться из южных промзон Петербурга на Выборгскую сторону - именно там расположены два, казалось бы, не особо примечательных здания, построенные в 1912-1914 годах в качестве жилых домов для простых рабочих товарной станции Финляндской железной дороги.
Внешне эти дома выглядят не особо интересно, впрочем, частью рядовой застройки Петербурга я бы их называть тоже не стал: всё же видно, что их создатель, архитектор Гранхольм, вложил душу в свой проект, и даже при явно небольшом финансировании умудрился построить достаточно необычные и более-менее запоминающиеся дома.
К слову, автором этих домов, как я уже сказал ранее, стал Бруно Гранхольм - финский архитектор, основным профилем которого было строительство вокзалов. Гранхольма можно назвать главным зодчим Финляндской железной дороги: он спроектировал вокзалы в Зеленогорске и Белоострове (второе здание не сохранилось до наших дней), вокзалы для станций Ланская, Удельная, Озерки (утрачен в 1993 году) и Парголово.
Другими словами, Гранхольм сформировал архитектурный ансамбль железной дороги от Петербурга до Зеленогорска. Так что нет ничего удивительного, что строительство жилых домов для обслуживающего персонала Финляндской железной дороги поручили ему же.
Но вернёмся к жилым домам на Арсенальной улице. Стоит отметить, что архитектура у них довольно простая, но при этом видно, что архитектор постарался и даже при явном дефиците средств сделал эти дома уникальными и запоминающимися, а также очень милые - розовые малоэтажные, мягко говоря, выбиваются из окружающего сурового пейзажа, облагораживая его и делая его хоть и чуть чуть, но нежнее!
Доходный дом на Минеральной улице
Адрес: Минеральная улица, 10
Дата постройки: 1913
Архитектор: Деклерон
Ещё одной постройкой, о которой я хотел бы рассказать вам в рамках данной статьи, станет довольно простенький и аскетичный доходный дом, построенный на Минеральной улице по проекту архитектора Эраста Деклерона в 1913 году.
На момент строительства здания, Минеральная улица выглядела примерно так же «непарадно», как и в наши дни: в те годы в этом районе активно формировались промышленные зоны, окружавшие находившееся здесь же Выборгское католическое кладбище – крупнейшее католическое кладбище в истории России!
В советское время Выборгское кладбище было уничтожено, тогда же были в этом районе начали возводить новые заводы и фабрики – в общем, район претерпевал серьёзные изменения. Нетронутым оставался лишь один доходный дом!
Стоит отметить, что в отличии от домов для служащих финляндской железной дороги (эти дома находятся буквально в 500 метрах от рассматриваемого нами места), жилое здание на Минеральной улице возводилось с оглядкой на возможную перспективу – предполагалось, что район вокруг Кондратьевского проспекта будет развиваться не много не по тому сценарию, по которому он развивался в советское время.
Таким образом, вместо оживлённого района вокруг дома на Минеральной образовалась крупная глухая промзона, а потому в наши остался необитаемым – мало кто захочет жить в подобном окружении фабрик!
Особняк Пульмана
Адрес: 24-ая линия Васильевского острова, 3
Дата постройки: 1887-1888
Архитектор: Беккер
Последнее здание, о котором я хочу рассказать Вам в этой статье, находится в районе промзон Васильевского острова, но не так «глубоко», как постройки Брусницыных – особняк Пульмана расположен буквально в пяти минутах ходьбы от знаменитого главного корпуса Горного института, построенного архитектором Воронихиным ещё в первой половине 19 века!
Но пускай географическое расположение особняка Пульмана вас не обманывает - он находится в откровенной промзоне, которая буквально нависает над небольшим особнячком!
Особняк на 24-ой линии был построен на средства братьев Пульманов, владевших фабрикой в этом районе. Собственно говоря, в те времена это было главной причиной для появления жилых «оазисов» в окружении промышленных предприятий!
К слову, в наши дни этот район стремительно превращается из промышленного в жилой: на месте бывшего завода «Красный гвоздильщик» уже возвели огромный жилой комплекс, и, как мне кажется, на этом застройщик не остановится. Так что скоро особняк Пульмана потеряет своё уникальное и колоритное окружение! Так что рекомендую поторопиться и полюбоваться ими сейчас – пока есть такая возможность!
Заключение
Подводя итог сегодняшней статьи, я хотел бы отметить, что ключевой идеей моего повествования (причём не только в этой, но и во многих других публикациях на моём канале) служит следующий тезис - промзоны Петербурга интересны и заслуживают внимания туристов. И пускай вас не привлекают промышленные корпуса, не беда - вас сможет привлечь этот необычный контраст индустриальной и жилой архитектуры. Думаю, что мало кого он оставит равнодушным!
Ну и в завершении хотелось бы обратиться к вам со следующей просьбой: если вы знаете о каких-либо других "оазисах" промзон Петербурга, обязательно напишите об этом в комментариях!
P.S. Благодаря Вашим комментариям, я смог сделать вторую часть данной статьи - ознакомиться с ней вы можете по данной ссылке!