К приезду различного ранга проверяющих, в частях и подразделениях Внутренних войск страны готовились по-разному. Но в зависимости от региона, характера, выполняемых служебно - боевых задач были и свои особенности.
Это сейчас все решают деньги, а в те, не совсем далекие времена, все было гораздо скромнее. Наведение внутреннего порядка, приведение в порядок ротного хозяйства, закрепленной территории, служебной документации, конспектов занятий, различного рода планов вплоть до дневников комсгруппоргов.
Так к приезду начальника УВВ МВД по Северо-западу и Прибалтике генерал-лейтенанта Копанева А. М. от комбата поступило распоряжение ротным нарубить елок в лесу и повтыкать в сугробы вокруг казарменных помещений. Наш командир капитан Задонский В.А., справедливо возразив, что это вредительство, отказался его выполнять.
Утверждения майора К-на, что деревья к весне приживутся, не принимались. Ну, а соседи подсуетились, смотрелось красиво, но через месяц елки пришлось убирать и утилизировать на мусоросборнике.
Любой приезд различного рода комиссий сопровождался и личными материальными затратами. Не будешь же генерала и его свиту кормить из солдатского котла. Поэтому, с прапорщиков по три рубля, а с офицеров по десять. Добавлю, что в 80-х на 10 рублей можно двоим, троим, в ресторане было посидеть.
Ну и задействовались ресурсы карельского края. Рыба и ягоды служили дополнительными знаками внимания к большим звездам и высоким должностям.
В тот период, практически тотального дефицита большим спросом пользовалась книгопечатная продукция, разумеется, не тома В. И. Ленина и дорогого Леонида Ильича. А обычная классическая литература.
Считалось престижным, если в квартире на полках мебельного гарнитура, рядами стояли собрания сочинений Пушкина, Льва Толстого и прочих авторов.
Поэтому замполиты знали, к приезду проверяющих, надо ехать в книжный магазин и договариваться с директором. А поскольку в Петрозаводске было свое издательство, то раздобыть дефицит и в Сегеже было не проблема.
Особым спросом пользовались различного рода поделки, изготовляемые осужденными исправительных учреждений.
ИТК-7, славилось декоративными разделочными досками, хлебницами, но особой популярностью пользовались ножи с наборными рукоятками. Разумеется, просто прийти и взять было не возможно. Приходилось договариваться с руководством колонии.
Наибольшие хлопоты доставляли целевые группы политработников. Если службисты, приезжая, оказывали конкретную помощь, то от проводников политики партии в войсках, можно было ожидать любых неприятностей.
Причем, я сделал интересный вывод. Чем выше должность политотдельца, тем более мелочными были его придирки. Я думаю, важным фактором всегда был психологический. Например, начальник отдела пропаганды войск, должность по своей сути никчемная, а ведь хочется показать свою значимость, и начинает целый полковник вчитываться в протоколы собраний комсомольских групп и делать замечания по качеству их заполнения.
Вот и приходилось замполиту роты привлекать для сглаживания ситуации отечественных, зарубежных писателей и произведения умельцев, находящихся за основным ограждением.