Найти в Дзене
Фондовый Капитал

Рынок электронной коммерции в России получил шанс. И “черная пятница” это подтверждает

Оглавление
Источник: Bloomberg
Источник: Bloomberg

Кризис, вызванный коронавирусом, подстегнул онлайн-покупки в России. На этот раз электронная коммерция получила развитие не только в больших городах, но и отдаленных регионах. Дополнительным плюсом для отечественных компаний является отсутствие конкуренции со стороны иностранных игроков.

Экономика российского e-commerce

По данным исследовательской компании Data Insight, в 2019 году на электронную торговлю приходилось всего 1,4% экономики России, по сравнению с 2,6% в США и 5,1% в Китае.

Эксперты оценивают рыночная стоимость рынка e-commerce в России на первую половину 2020 года в 1,16 триллиона рублей (15,2 миллиарда долларов).

«Российский рынок электронной коммерции растет значительно быстрее, чем в Соединенных Штатах или в крупнейших странах ЕС, благодаря эффекту низкой базы проникновения».
Борис Овчинников, соучредитель Data Insight

Аналитики компании Euromonitor, занимающейся маркетинговыми исследованиями, ожидают, что годовые онлайн-продажи в России вырастут более чем на 40% в этом году примерно до 2,5 трлн рублей и на 10-15% в год в течение следующих пяти лет.

Источник: Getty Images
Источник: Getty Images

Отчасти данные о росте рынка онлайн-покупок подтверждают продажи в “черную пятницу”. В то время, как на покупки в обычных магазинах было потрачено на 39,2% меньше, чем год назад, продажи в интернет-магазинах выросли на 61% по сравнению с обычными выходными в прошлом месяце.

Подрос и средний чек - на 12% - и составил 4963 рубля. Наибольшим спросом пользовались одежда, обувь, электроника, бытовая техника и товары для дома, сообщает Forbes.

«Прошедшая «черная пятница» стала самой успешной для российского онлайн-бизнеса за последние четыре года, в том числе за счет изменения паттернов покупательского поведения и перехода покупателей в онлайн».
Иван Глазачев, генеральный директор «ЮMoney»

Крупнейшие игроки онлайн-рынка в России

Согласно Data Insight, частная компания Wildberries занимает 15% рынка, а компания Ozon, недавно вышедшая на фондовый рынок, владеет 7%.

За ними идет AliExpress Россия, совместное предприятие китайского гиганта онлайн-шоппинга Alibaba и российских партнеров. Среди других конкурентов - М.Видео; Сбермаркет и сервисы Яндекса. Расскажем о некоторых игроках более подробно.

Wildberries

Компания Wildberries, которая за первые девять месяцев 2020 года привлекла на свой веб-сайт более 12 миллионов новых клиентов, продемонстрировала впечатляющий рост, особенно в отдаленных регионах.

Заказы в апреле-октябре выросли на 490% на Чукотке. За этот же период зафиксирован рост на 385% в Ингушетии и на 239% в Бурятии.

У ритейлера более 34 миллионов клиентов, 13 складов и десятки сортировочных и распределительных центров по всей России, что значительно сокращает время доставки.

В “черную пятницу” этого года потребительская активность на площадке выросла почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом в 2019 году. Подросло и количество участников акции: в 2019-м году было 740 000 пользователей, а в 2020-м - 1,3 миллиона.

После выхода на биржу Ozon, инвесторы переоценили и стоимость Wildberries - она выросла до 10 миллиардов долларов.

«Для Wildberries уместно применять существенно более высокие мультипликаторы, так как темпы роста почти такие же [как у Ozon], но Wildberries прибылен. Плюс премия за лидерство».
Борис Овчинников, партнер Data Insight

Ozon

В марте Ozon заявил, что потратил 300 миллионов долларов на улучшение логистики и открыл логистический центр в Ростове-на-Дону, чтобы исполнять заказы в день доставки.

По данным компании, в апреле-мае Ozon зафиксировал рост числа новых активных покупателей составил 84% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а на регионы за пределами Москвы приходится более 55% валовой стоимости товаров.

В “черную пятницу” оборот от продаж и количество заказов выросло вдвое в годовом выражении. Наибольший интерес проявили покупатели из Новосибирска - оборот в главный день распродажи увеличился на 195% по сравнению с таким же днем годом ранее.

На втором месте Татарстан, там оборот вырос на 150%, на третьем - Екатеринбург и прирост в 137%.

Bloomberg назвал недавнее IPO Ozon “лучшим для российских компаний за девять лет - со времен размещения Яндекса”. Компании удалось привлечь 990 миллионов долларов, а общий результат может достигнуть 1,14 млрд долларов.

Яндекс

В прошлом году у Яндекса стартовало сразу два успешных проекта - Яндекс.Лавка и Яндекс.Еда. В последнее время количество ежемесячных заказов в Яндекс.Лавке выросло с 50 000 до более чем 1 миллиона единиц.

На днях Яндекс анонсировал доставку товаров из Лавки “по клику”. Заказ будет приезжать на склад, а оттуда уже пользователь сможет заказать доставку до двери, которая займет 15-20 минут. Больше не нужно будет освобождать под ожидание доставки целый день или значительный диапазон времени.

Сбермаркет

Сбермакет сообщает, что его заказы в таких городах, как Санкт-Петербург, Екатеринбург и Нижний Новгород, в третьем квартале были в 15-17 раз выше, чем в первые три месяца 2020 года.

Что будет с рынком электронной коммерции дальше?

Эксперты отмечают, что в 2023 г. объем мирового рынка электронной коммерции может составить 6,5 трлн долларов по сравнению с 3,5 трлн долларов в 2019 г. При этом доля онлайн-продаж в общем объеме розничных продаж составит 22%.

Источник: Getty Images
Источник: Getty Images

Еще до пандемии российский рынок электронной торговли оценивался позитивно: по данным Национальной ассоциации дистанционной торговли (март 2019 г.) к 2024 году его оборот составит 2,78 трлн рублей.

Оценки Morgan Stanley были позитивнее - эксперты компании ожидают рост до 3,491 трлн рублей.

Представители российского онлайн-ритейла в качестве наиболее вероятного направления роста называют доставку продуктов, которая пока недостаточно развита.

По словам финансового директора компании Майкла Лойко, Сбермаркет ожидает, что в ближайшие годы сектор электронных продуктов питания в России будет продолжать быстро расти.

Интернет-магазин “Утконос”, сообщивший о росте продаж на 65% в третьем квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, также заявил, что спрос на услуги доставки, вероятно, будет продолжать расти в ближайшее время, когда потребители привыкли к удобству покупок в Интернете.

По материалам Reuters, Forbes, Meduza