Найти тему

Рисунки - пророчества английского художника: Ангелы и демоны XVIII века

Опередил свое время. Такой характеристики удостаиваются авторы, чьи произведения так и не получили популярность при жизни. Иногда время расставляет все по своим местам, и спустя добрую сотню лет истинный шедевр получает признание, а красивая пустышка так и остается забытой.

Некоторые художники действительно опережают свое время. По мне, итальянский живописец эпохи Возрождения Якопо Понтормо работал в цветовой гамме авангардистов. Да и сама манера была уж больно прогрессивной.

Понтормо - любитель ярких цветов, правдоподобных складочек и драпировок.
Понтормо - любитель ярких цветов, правдоподобных складочек и драпировок.

Абсолютно современные есть изображения и у Микеланджело. И что примечательно, их можно отыскать даже в Сикстинской капелле.

Поэтому сегодня хочу рассказать вам об Уильяме Блейке.

С виду этот мужчина не производит впечатления безумца, но когда вчитываешься в его воспоминания и всматриваешься в его работы, то возникает вопрос: что он курит?!
С виду этот мужчина не производит впечатления безумца, но когда вчитываешься в его воспоминания и всматриваешься в его работы, то возникает вопрос: что он курит?!

Это имя впервые встретилось мне в книге «Происхождение» Дэна Брауна. Мы прекрасно знаем, что Браун любитель ввернуть в сюжет знаменитых художников и отыскать у них что-нибудь эдакое.

В этот раз речь пошла о картинах Блейка. Мне стало любопытно, что же такого необычного писатель в них нашел. Любуйтесь.

Навуходоносор. Сюжет взят из Книги пророка Данила. Вавилонский царь построил Вавилон во славу своего могущества и величия. За тщеславие был отлучен от людей, ел траву, умывался росой. Волосы выросли, как у льва, а ногти — как у птицы. Момент потери человеческого облика.
Навуходоносор. Сюжет взят из Книги пророка Данила. Вавилонский царь построил Вавилон во славу своего могущества и величия. За тщеславие был отлучен от людей, ел траву, умывался росой. Волосы выросли, как у льва, а ногти — как у птицы. Момент потери человеческого облика.

Творческий расцвет Блейка пришелся на конец XVIII века, эпоху романтизма. Уильям Блейк был и швец, и жнец, и на дуде игрец - поэт, художник, гравер. Единственное, современники его не признавали и не понимали. Его даже считали безумцем, а его работы "плодом извращенной фантазии". Да это и немудрено, глядя на его творения сейчас, хочется спросить: "Что курил этот парень?!"

Признание Блейка, как недооцененного творца, пришло только после его смерти. Критики нашли в его работах глубокий философский и мистический смысл. И нарекли его произведения пророческими.

Блейк написал несколько сборников стихотворений, создал великолепные гравюры и написал множество картин, используя не модные холст-масло, а бумагу и акварель.

По большей части произведения английского художника связаны с религиозной тематикой, - Блейк был страстным приверженцем Библии, но при этом являлся противником церкви и религии как организованного социального института.

В течение жизни Блейка неоднократно посещали видения. Одно из первых произошло, когда Уильяму было всего четыре. Как он вспоминал, он увидел Бога, засунувшего голову в окно.

В 10 лет Блейк увидел дерево, все облепленное ангелами.

А во время обучения искусству гравировки, когда Блейк отправился копировать фрески в Вестминстерском аббатстве, его посетило более масштабное видение. Уильям увидел Христа, апостолов, целую церковную процессию из монахов и священников, которые пели хоралы и псалмы.

В зрелом возрасте по просьбе художника и астролога Джона Варли Блейк принялся за серию набросков, которые получили название «Головы призраков». Они были созданы на основе видений, посещавших Блейка. Среди них - изображения Юлия Цезаря, Сократа, Давида, Соломона, Иисуса Христа, Дьявола, Сатаны, «Человека, который построил пирамиды», «Человека, обучившего Блейка живописи» и другие.

Призрак Блохи. Во время встреч Блейк и Джон Варли пытались вызвать духов. И вот это страшилище явилось Блейку во время одного из  сеансов. Оно поведало, что блохи  заселены душами людей. Антропоморфное чешуйчатое существо, похожее на вампира, держит в руках чашу для кровопускания.
Призрак Блохи. Во время встреч Блейк и Джон Варли пытались вызвать духов. И вот это страшилище явилось Блейку во время одного из сеансов. Оно поведало, что блохи заселены душами людей. Антропоморфное чешуйчатое существо, похожее на вампира, держит в руках чашу для кровопускания.

Помимо критики религии, Блейк разработал собственную мифологию - целый мир, населённый божествами и героями.

Уризен (верховное божество, творец материального мира, божество злое, стремящееся к хаосу), Ахания (жена Уризена, мать его четверых детей), Лува, Тармас, Лос, Энион и другие.

Великий Архитектор. Таким видел Блейк Уризена - бога-творца, Архитектора материального мира
Великий Архитектор. Таким видел Блейк Уризена - бога-творца, Архитектора материального мира

В конце жизни Блейк получил заказ на иллюстрацию «Божественной комедии» Данте. И, как отмечают эксперты, его работы - не буквальная иллюстрация текста, а, скорее, авторское прочтение бессмертного труда итальянского автора.

Кстати, Уильям Блейк принято считать одним из основоположников и предвестников движения «свободной любви».

Во-первых, он выступал против принудительного воздержания и брака без любви.

Во-вторых, он считал, что женщины имеют право на самореализацию.

В-третьих, Блейк довольно критично был настроен к институту брака, называл призывы к целомудрию - лицемерием и не какой не добродетелью.

В-четвертых, по мнению Блейка, внешний мир из-за требований соблюдать железную верность превращает любовь из привязанности в обязанность. Поэтому Блейка считают сторонником полигамии.

«Красный дракон и женщина, облаченная в солнце» и «Великий красный дракон». Чудовище нависло над женщиной и угрожает убить ее и ее нерожденного ребенка.
«Красный дракон и женщина, облаченная в солнце» и «Великий красный дракон». Чудовище нависло над женщиной и угрожает убить ее и ее нерожденного ребенка.