Опередил свое время. Такой характеристики удостаиваются авторы, чьи произведения так и не получили популярность при жизни. Иногда время расставляет все по своим местам, и спустя добрую сотню лет истинный шедевр получает признание, а красивая пустышка так и остается забытой.
Некоторые художники действительно опережают свое время. По мне, итальянский живописец эпохи Возрождения Якопо Понтормо работал в цветовой гамме авангардистов. Да и сама манера была уж больно прогрессивной.
Абсолютно современные есть изображения и у Микеланджело. И что примечательно, их можно отыскать даже в Сикстинской капелле.
Поэтому сегодня хочу рассказать вам об Уильяме Блейке.
Это имя впервые встретилось мне в книге «Происхождение» Дэна Брауна. Мы прекрасно знаем, что Браун любитель ввернуть в сюжет знаменитых художников и отыскать у них что-нибудь эдакое.
В этот раз речь пошла о картинах Блейка. Мне стало любопытно, что же такого необычного писатель в них нашел. Любуйтесь.
Творческий расцвет Блейка пришелся на конец XVIII века, эпоху романтизма. Уильям Блейк был и швец, и жнец, и на дуде игрец - поэт, художник, гравер. Единственное, современники его не признавали и не понимали. Его даже считали безумцем, а его работы "плодом извращенной фантазии". Да это и немудрено, глядя на его творения сейчас, хочется спросить: "Что курил этот парень?!"
Признание Блейка, как недооцененного творца, пришло только после его смерти. Критики нашли в его работах глубокий философский и мистический смысл. И нарекли его произведения пророческими.
Блейк написал несколько сборников стихотворений, создал великолепные гравюры и написал множество картин, используя не модные холст-масло, а бумагу и акварель.
По большей части произведения английского художника связаны с религиозной тематикой, - Блейк был страстным приверженцем Библии, но при этом являлся противником церкви и религии как организованного социального института.
В течение жизни Блейка неоднократно посещали видения. Одно из первых произошло, когда Уильяму было всего четыре. Как он вспоминал, он увидел Бога, засунувшего голову в окно.
В 10 лет Блейк увидел дерево, все облепленное ангелами.
А во время обучения искусству гравировки, когда Блейк отправился копировать фрески в Вестминстерском аббатстве, его посетило более масштабное видение. Уильям увидел Христа, апостолов, целую церковную процессию из монахов и священников, которые пели хоралы и псалмы.
В зрелом возрасте по просьбе художника и астролога Джона Варли Блейк принялся за серию набросков, которые получили название «Головы призраков». Они были созданы на основе видений, посещавших Блейка. Среди них - изображения Юлия Цезаря, Сократа, Давида, Соломона, Иисуса Христа, Дьявола, Сатаны, «Человека, который построил пирамиды», «Человека, обучившего Блейка живописи» и другие.
Помимо критики религии, Блейк разработал собственную мифологию - целый мир, населённый божествами и героями.
Уризен (верховное божество, творец материального мира, божество злое, стремящееся к хаосу), Ахания (жена Уризена, мать его четверых детей), Лува, Тармас, Лос, Энион и другие.
В конце жизни Блейк получил заказ на иллюстрацию «Божественной комедии» Данте. И, как отмечают эксперты, его работы - не буквальная иллюстрация текста, а, скорее, авторское прочтение бессмертного труда итальянского автора.
Кстати, Уильям Блейк принято считать одним из основоположников и предвестников движения «свободной любви».
Во-первых, он выступал против принудительного воздержания и брака без любви.
Во-вторых, он считал, что женщины имеют право на самореализацию.
В-третьих, Блейк довольно критично был настроен к институту брака, называл призывы к целомудрию - лицемерием и не какой не добродетелью.
В-четвертых, по мнению Блейка, внешний мир из-за требований соблюдать железную верность превращает любовь из привязанности в обязанность. Поэтому Блейка считают сторонником полигамии.