Найти в Дзене
Наталья Баева

"Для спасения своей души"...

Френсис Элиза Бёрнетт... Этого автора в нашем детстве не было.

Никаких обвинений в сентиментальности или буржуазности - просто не было - и всё. Ведь именно на темы морали и нравственности у нас почти не писали. Словно бы боялись обвинений в морализаторстве, назидательности и дидактичности.

А оказалось, что эта "англо - американская" писательница (англичанка, жившая в Америке) - едва ли не единственный автор, умевший говорить с детьми о больных проблемах мира, в котором им, детям, предстоит жить.

***

Повесть "Чудная девочка" - для детей, но на тему, совершенно взрослую. И поводом к обсуждению эта маленькая повесть станет, скорее, для взрослых.

Сиротка Елизавета живёт у тётушки в старинном замке, в благословенной Франции.
Тётя-вдова, молодая и очень красивая, тем не менее, совершенно отреклась от мира. Всегда в чёрном, с молитвенником в руках и чётками на поясе, она без конца молится в нетерпеливом ожидании дня, когда Господь призовёт... И это не карикатурно, а поэтично - в цветных лучах витражей её можно принять за ангела...

Кто сказал, что ребёнка непременно должен томить бес противоречия?! Маленькая Елизавета любит праведницу - тётю, любуется ею, изо всех силёнок подражает ей, мечтая тоже поскорее уйти к Отцу, прежде пострадав, как святые мученицы, и сделав много - много добра! Она зачитывается всевозможными "житиями", и морально готовится к пыткам...

Будь тётушка ханжой - ребёнок почувствовал бы фальшь, но в том- то и дело, что фальши нет! И решительно все в этой глуши считают баронессу святой, а воспитание ею племянницы - образцовым. А как же, если баронесса и о бедных не забывает, по праздникам ходит пешком в деревню с корзинками подарков? И как радует Елизавету обязанность эти подарки раздавать! И как девочка радуется встречам с местным кюре, таким добрым и милым!

Кто сказал, что средневековье ушло в историю? Здесь оно живёт и процветает!

Но настал день, когда праведница, истомлённая постами и веригами, скончалась. И единственным родственником девочки (одиннадцатилетней миллионерши) оказался дядя, живущий в Америке.
В карете, украшенной фамильным гербом, Елизавета въезжает в двадцатый век...

Дядя - легкомысленный весельчак, любитель покушать и поболтать.

Со всеми ли он такой, или уверен, что так и только так надлежит общаться с ребёнком? Даже с таким вот ребёнком, странным и неправильным: девочка всерьёз полагает, что каждый сладкий кусок отдаляет от Господа, смеяться - грешно, а миллионы ей даны судьбой только и исключительно для того, чтобы раздать их бедным!
Религия в жизни дяди вообще отсутствует, а в жизни племянницы кроме религии и нет ничего. И как им найти общий язык, с чего хотя бы начать?

Свела их судьба под одну крышу - и Елизавета уже готова сама надеть вериги, замаливая дядюшкины грехи, а он, взрослый и неглупый, надеется, что поможет Время. Страусиная позиция, которая чуть не привела к большой беде. Хорошо, что доктор - друг дядюшки, - оказался внимательным. И догадливым.

-5

Елизавета решилась на подвиг во имя ближнего: продать драгоценности тётушки (а содержимому шкатулки просто цены нет), и раздать деньги обитателям самого нищего района города! Но ни один ювелир не решается купить бриллианты у ребёнка. Не верят, что это - её собственные? Или просто потому, что ребёнок?! Ну так она сама пойдёт в трущобы, найдёт там самых бедных, и осчастливит!

Искать долго не пришлось: почти сразу увидела женщину, выгнанную из дома пьяницей - мужем. К ней жмутся трое детей, и все такие голодные! Бегом в ближайший трактир - купить им еду!

Трактирная девка, услышав, что барышня хочет "помочь бедным", тут же сдёргивает с неё шубку: "Мне пригодится, я тоже бедная!" Еду, впрочем, даёт. И бежит Елизавета в одном платье на тот перекрёсток, где видела бедняжку с детьми, и сталкивается на углу с дядей и доктором. Это дядя заметил пропажу шкатулки, а доктор догадался, где искать "благотворительницу". От неожиданности девочка роняет корзинку - и бриллианты - сапфиры разлетаются по заснеженной мостовой: она просто положила шкатулку поверх буханки и сыра...

- Домой!
- Сначала накормлю бедных...
- Простудишься! Сами накормим, где они?

Конечно, простудилась, конечно, приболела. И из долгих, интересных бесед с доктором (а потом и с дядюшкой) начала понимать, как устроено общество, откуда берутся бедные. И если уж помогать - то как именно, чтобы "просто бедные" не становились ещё и бедными нахлебниками. "Накормить" - это ещё не всё, надо научить кормить себя самим. Вообще помогать стОит лишь тем, кто сам не опускает руки, что - то делает, а не тем, кто умеет только жалостно клянчить!

Католическая картина мира столкнулась с протестантской. Елизавета недоумевает:
- Там, во Франции, мы помогали бедным ради спасения своей души.
- А мы - ради уменьшения бедности. Будем работать вместе?

Странное предложение ребёнку. Но доктор понимает, что взрослеть Елизавете надо СРОЧНО.
И, кстати, пусть поразмыслит, почему были бедны крестьяне "святой" баронессы? Жили в прекрасном климате, делали дорогое вино... так почему?