Найти в Дзене
vladimirphizik

Акаша и поле: сравнение, анализ, выводы

Термин «акаша» в переводе с санскрита (आकाश, ākāśa) означает «видимость» и «пространство». Считается одной из первооснов материального мира. В европейской традиции «акаша» в какой-то мере соответствует понятию «эфир».

Согласно философскому трактату гуру Горакшанатха «Сиддха-сиддхантха паддхати», акаша есть некая субстанция, которая обладает свойством пустотности, является непрерывной, неосязаемой, окрашена в синий цвет и имеет свой звук (шабда). В человеке акаша проявляется индивидуальностью своей тонкой звуковой вибрации (нада).

В буддизме акаша рассматривается двояко: то как некая непрерывная субстанция, то как пустота, или отсутствие чего-либо, как, например, пустота Солнечной системы при ничтожно малых по отношению к системе размерах вращающихся планет, состоящих из атомов, как миниатюрных копий Солнечной системы.
Таким образом, акаша является и существующей, и несуществующей одновременно. Будда учил, что, при всей красоте и наполненности природы (в виде гор, морей, неба), нужно «как на пустоту взирать на этот мир».

В европейской философии вместо концепции акаши применялась концепция эфира.

Из немногочисленных дошедших до нас трудов древнегреческих учёных можно понять, что эфир тогда понимался как особое небесное вещество, «заполнитель пустоты» в Космосе. Платон в диалоге «Тимей» сообщает, что Бог создал мир из эфира. Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» упоминает, что «эфир питает созвездия», то есть светила состоят из сгущённого эфира. Иначе представлял эфир Анаксагор — по его мнению, он похож на земной воздух, только более горячий, сухой и разрежённый.
Демокрит и другие атомисты термин эфир не использовали, их система мира включала лишь атомы и пустоту.
Несколько более подробная картина изложена в трудах Аристотеля. Он также считал, что планеты и другие небесные тела состоят из эфира (или квинтэссенции), который есть «пятый элемент» природы, причём, в отличие от остальных (огня, воды, воздуха и земли), вечный и неизменный.
Эфир (светоносный эфир, от др.-греч. αἰθήρ, верхний слой воздуха; лат. aether) — гипотетическая всепроникающая среда, колебания которой проявляют себя как электромагнитные волны (в том числе как видимый свет). Концепция светоносного эфира была выдвинута в XVII веке Рене Декартом и получила подробное обоснование в XIX веке в рамках волновой оптики и электромагнитной теории Максвелла. Эфир рассматривался также как материальный аналог ньютоновского абсолютного пространства. Существовали и другие варианты теории эфира.
В конце XIX века в теории эфира возникли непреодолимые трудности, вынудившие физиков отказаться от понятия эфира и признать электромагнитное поле самодостаточным физическим объектом, не нуждающимся в дополнительном носителе. Абсолютная система отсчета была упразднена специальной теорией относительности. Неоднократные попытки отдельных учёных возродить концепцию эфира в той или иной форме (например, связать эфир с физическим вакуумом) успеха не имели.
Википедия


Как видно из выдержки,
в теории эфира возникли непреодолимые трудности, вынудившие физиков признать электромагнитное поле самодостаточным физическим объектом, не нуждающимся в дополнительном носителе - в эфире.

А как же дело обстоит с полем?

После создания квантовой механики и достаточно глубокого развития квантовых представлений стало очевидно, что вся материя, в том числе и вещество, описывается квантованными полями: отдельными фундаментальными полями (как электрон) или их коллективными возбуждениями (как протон, составленный из трех кварков и глюонного поля). Одиночными квантовыми возбуждениями фундаментальных полей и являются элементарные частицы. Фотоны, векторные бозоны, глюоны, гравитоны (пока не зафиксированные в качестве отдельных частиц), лептоны и кварки относятся к таким квантовым возбуждениям фундаментальных полей разного типа. Были открыты и подробно исследованы полевые уравнения для свободных полей, их квантование, взаимодействие различных полей.
Таким образом, оказалось, что физическая картина мира может быть сведена в своем фундаменте к квантованным полям и их взаимодействию.
Википедия


Итак,
физическая картина мира может быть сведена в своем фундаменте к квантованным полям и их взаимодействию.
Поскольку физическая картина мира может быть сведена в своем фундаменте к квантованным полям и их взаимодействию, получаем, что весь мир - это полевая пещера Платона, где роль материи выполняют локальные полевые сгустки.

Если акаша, согласно восточным философиям, является одной из первооснов материального мира, то, судя по приведенной выше выдержке, поле вообще заменяет материю мира. Так что есть что? Есть две противостоящие сущности - поле и акаша. Или это одна и та же сущность?

1. Выше отмечалось, что пустота акаши подобна пустоте, или отсутствию чего-либо в Солнечной системе при ничтожно малых по отношению к системе размерах вращающихся планет, состоящих из атомов, как миниатюрных копий Солнечной системы. Но внутри Солнечной системы есть гравитационное поле. Гравитационное поле есть ничто. Следовательно, и поле, и акаша из-за своей пустотности есть ничто. По пустотности получаем первое тождество между полем и акашей.

2. Пространство Солнечной системы есть пространство гравитационного поля составных частей системы. В масштабах всего мира получаем суммарное полевое пространство. По пространственности получаем второе тождество между полем и акашей.

3. Акаша вечна, поскольку, согласно восточной философии, небытия нет и мир существует вечно в режиме пульсации "день - ночь, день - ночь..", что перекликается с теориями типа теории Большого Отскока при том, что вместо материи, в соответствии с выше сказанным (материя - это локальные полевые сгустки), будет фигурировать поле всего мира, функционирующее в режиме незатухающего "колебательного контура". По вечности получаем третье тождество между полем и акашей.

4. Акаша вещна, поскольку она одновременно является и объектом ума, и, непосредственно, самим умом. Ум сам себя осязает через акашу, поскольку ум, осязание и акаша - это одно целое, составляющее сплошную среду из субстанции общей природы.

Докажем это относительно поля.

Рассмотрим весь мир, как совокупность объектов, среди которых есть особенные - обладающие разумом и вектором внимания, характеризующимся как пассивным наблюдением, так и активным направленным действием. В объект-объектном мире все эти объекты (в том числе и особые, т.е. субъекты) являются полевыми образованиями. Назовем их фоновым шумом, или "звуком".
Мышление субъекта осуществляется в поле неокортекса.

Неокортекс
Неокортекс

В мозге никто пока не нашел ни душу, ни сознание, ни подсознание, ни чувства, ни мысли, ни образы, ни идеи. Там есть только клетки и их отростки, серое и белое вещество, есть извилины, есть центры, более или менее связанные с определенной активностью человека, его психики. Как связана работа психики, и, особенно, мышления и сознания с нейрофизиологической работой клеток мозга - пока до конца никому не понятно. Мыслящий субъект активирует поле неокортекса и, в результате, своей активностью "зажигает светом" поле вокруг своего мозга.

Мозг и нейроны - единое целое, поэтому "свечение" охватывает все тело и пространство вокруг тела. Так появляется четвертое тождество между акашей и полем. В полевой пещере Платона на фоне закономерных "звуковых" полей объектов будут "вспыхивать" поля, порожденные разумом.

Таким образом, сравнительный анализ показывает, что поле и акаша - это одно и то же.

Наука
7 млн интересуются