Тем, кто сейчас остался без работы, приходится несладко. Но всё может быть и хуже. Как предупреждают эксперты, до конца года без работы могут остаться многие, а количество бедных в стране подрастёт на миллион человек. Об этом заявил глава Счётной палаты Алексей Кудрин. Но мало кого интересуют вопросы, почему. Куда важнее вопрос, когда ждать улучшения ситуации. Не всем важно найти работу мечты, особенно в случае, когда концы с концами свести не получается.
По словам Кудрина, безработица в стране сейчас находится на умеренном уровне. Но даже так показатели значительно выше, чем были до пандемии: "Газета.ру" приводит данные о росте с 4% до 7, при этом Кудрин ожидал показатели на уровне 8-10%. Но куда хуже то, что может случиться: по мнению главы Счётной палаты, вторая волна коронавируса может ухудшить ситуацию. В итоге, резюмирует Кудрин, на миллион вырастет количество бедных:
У нас на миллион примерно прирастёт количество бедных. И, к сожалению, в ближайшие годы мы не отскочим так сильно. Это означает, что нам больше надо будет наш фокус направлять на тех людей, которым нужна поддержка
Кудрин отмечает, что на текущий уровень безработицы (ниже ожидаемого) повлияли беспрецедентные меры поддержки от государства: вспомним, что весной работодатели получали субсидии и кредиты, чтобы сохранить работников. Однако показатели заболеваемости коронавирусом снова растут, и, вероятно, властям придётся пойти на новые шаги. Слова политика приводит "Интерфакс":
Но вторая волна еще в самом разгаре, мы еще даже не прошли пик суточного прироста заболевших. Я думаю, пик случится чуть позже. Пока мы даже не знаем, какой будет масштаб
Алексей Кудрин ранее занимал пост министра финансов РФ, был заместителем главы правительства страны. Кроме того, он является доктором экономических наук: напомним, что безработица — проблема не только социальная, но и экономическая.
Куда уходят безработные?
Тем временем Росстат приводит свои данные. По информации ведомства, ситуация с безработицей только улучшается:
Численное сокращение безработных фиксируется второй месяц подряд. Уровень безработицы в октябре составил 6,3% против тех же 6,3% в сентябре, 6,4% в августе, 6,3% в июле, 6,2% в июне, 6,1% в мае, 5,8% в апреле и 4,7% в марте. На пике, в августе, безработица была максимальной за более чем 8 лет - с марта 2012 года (тогда равнялась 6,5%)
Получателей пособия по безработице стало меньше: Forbes пишет, что в сентябре на учёте как безработные состояли 3,7 млн россиян, из которых пособие получали 3,3 млн, то в октябре количество официально безработных сократилось до 3,5 млн, а выплаты получали лишь 1,7 млн из них. Впрочем, издание приводит слова эксперта, который предположил, что у граждан нет стимула стоять на учёте, поскольку повышенные выплаты безработные получали только до октября 2020 года. Весной, после объявления о выплатах, наплыв желающих оказался рекордным с марта 2012 года.
Кстати, о деньгах. По данным ведомства, зарплаты в стране увеличились. "Ведомости" пишут, что рост составил 5,7% в номинальном выражении и 2,6% — в реальном:
В сентябре средняя начисленная заработная плата в России выросла на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 3,7% по отношению к августу – она составила 49 259 руб., подсчитал Росстат
Для безработных найдутся вакансии. Когда?
Напомним, что Владимир Путин поручил правительству до конца 2021 года снизить уровень безработицы до докризисного показателя (ниже 5%). Как власти собираются этого добиться?
Министерство труда собирается реформировать службу занятости. 24 ноября Антон Котяков, министр труда, объявил, что региональные службы занятости начнут реально помогать в поисках работы нуждающимся гражданам. В 61 регионе страны центры занятости станут выполнять функции государственных кадровых агентств: к 2023 году их опыт распространится на всю Россию.
По словам министра, 22 тысячи сотрудников переобучат, чтобы в итоге соискатель получил работу, где сможет построить карьеру, а работодатель набрал штат. Министерство труда ориентируется на единую цифровую платформу, которая будет предоставлять большинство услуг в электронном формате, причём это даст шанс соискателям из любых точек страны. Модернизируют и службы занятости в сельской местности. "Эксперт Online" резюмирует:
Намерения министерства способны вселить надежду в сердца ищущих работу. И не без основания. В первое время особенно, а дальше заглядывать пока рано, сотрудники реформированной службы будут стараться сделать для соискателей все возможное, и какие-то инструменты для этого у них будут. Возможно, будет полегче с ее помощью устроиться в муниципальный или госсектор
Издание обращает внимание на несколько нюансов: так, в стране есть граждане с сезонной занятостью, а также люди, чьи профессии устаревают. Не будем забывать и о людях предпенсионного возраста, которые по ряду причин оказались без работы и нуждаются в деньгах. Ведомству понадобится много сил на работу с этими категориями людей, их переобучение и подбор вакансий. При этом не секрет, что большие организации работают с известной долей инертности, а значит, перемены потребуют много времени. Все ли соискатели согласны ждать лучших времён?
Страховка от безработицы?
Но желание государства модернизировать службы занятости — не единственное проявление дум о безработных. В России работают над появлением страховок от безработицы. Идею летом предложили депутаты "Единой России", а 24 ноября её поручил подробно проработать председатель партии, Дмитрий Медведев.
Задумка проста: пособия по безработице платятся за счёт взносов с работодателей. Медведев признаёт: тема сложная и не всегда привлекательная для работодателей, но механизм можно сделать "привлекательным" для бизнеса.
Это все-таки цивилизованный путь решения задачи, который применяется во многих странах
К этой теме обращался и прежний министр труда, Максим Топилин. Он предполагал, что с каждой зарплаты 1% бы отчислялся как взнос. Напомним, что 30% выплачиваются в ПФР, фонд ОМС, фонд соц.страхования, а ещё 13 (или 15%) выплачивается как подоходный налог. Много? Андрей Исаев, первый зам. руководителя "Единой России", прокомментировал:
При сокращении производства, например, как это было в период пандемии, работодатель несет ощутимые издержки: он должен еще два месяца содержать персонал, потом начислить им выходное пособие. В случае введения страхования занятости, эта финансовая нагрузка могла бы лечь на службу занятости, предоставив компаниям большую свободу маневра. Да и работники будут уверены, что свои деньги они получат, никто не будет уговаривать их уйти «по собственному желанию» и лишиться положенных выплат, чтобы сократить свои издержки
Правда, деловое сообщество отнеслось к идее без энтузиазма. "КоммерсантЪ" приводит слова советника федерального бизнес-омбудсмена Антона Свириденко:
Сейчас, когда президент инициировал снижение страховых взносов для МСП, потихонечку в легальное поле стали выводить работников. Если мы сейчас какие-то дополнительные взносы введем, нивелируем этот эффект снижения страховых взносов, можно ожидать какой-то обратной реакции, например, что снова уведут зарплаты в тень
Безусловно, восстановление экономики и уменьшение безработицы стоит ждать, как только коронавирус будет побеждён. Но усилия государства в адрес безработных выглядят обнадёживающе. Поживём — увидим.