Благодаря находкам таможенных пломб Российской Империи мы можем проследить их внешний вид с 1750 года. Каждое из первых двух десятилетий второй половины XVIII века характеризуется своим преобладающим типом пломб. В 1750-х годах это были односторонние пломбы с сокращенной легендой вида С/П/Б/П/Т («Санкт-Петербургской портовой таможни») или А/П/Т (Архангелогородской, как тогда писали, или Астраханской портовой таможни), буквы которой расположены между крыльев и лап орла - государственного герба, занимающего весь аверс пломбы. В 1760-х годах Санкт-Петербургская таможня размещает легенду и год над орлом, ее пломбы по-прежнему односторонние. На пломбах большинства других таможен герб размещается с одной стороны, а год вместе с многострочной легендой - с другой.
В начале 1770-х годов таможенные пломбы становятся более разнообразными. В 1772 году отмечается пломба Санкт-Петербургской таможни (Фото 1), на которой, кроме государственного герба и легенды, в центре располагается знак — костыльный крест, или крест-потент. А начиная с 1775 года на таможенных пломбах под годом обязательно помещается определенный графический знак, меняющийся каждый год. Один и тот же знак стабильно прослеживается на всех пломбах соответствующего года (об исключении 1800 года см. ниже), причем за многие годы известны пломбы трех и более различных таможен, а также пломбы одной таможни за один и тот же год в нескольких экземплярах. Например, за 1775 год отмечаются односторонние пломбы Рижской (в написании «Ригской») и Санкт-Петербургской (в то время это слово писалось слитно) таможен, где знак расположен под государственным гербом, по две стороны от которого находятся цифры года, а также пломбы Толочинской и еще одной неизвестной (из-за неполноты легенды) таможни, на которых знак находится под годом, а герб расположен на другой стороне пломбы. На пломбе же 1774 года, принадлежащей Бешенковской таможне (Фото 2), знака нет.
Логично, что в 1775 году, когда годовой знак только появился, в этом качестве использовался кадуцей, или жезл греческого бога торговли Гермеса (у римлян — Меркурия) в сочетании с его пернатой шапкой (этот жезл, как символ торговли, часто употреблялся и на таможенных печатях). Легенда с обозначением таможенного пункта располагалась по кругу. Интересно, что вплоть до 1780 года в четные годы знаки относились к морской теме (1776 — парус, 1778 —якорь, 1780 — лодка), а в нечетные — к теме торговли (1775 — кадуцей, 1777 — возможно, ключ, 1779 — весы). Заметим также, что после ключа, использовавшегося в 1787 году, в следующем 1788 году в центре пломбы был помещен замок.
Девяностые годы XVIII века начинаются темой инструментов — молот, багор, циркуль (или ножницы). А затем впервые наблюдаются повторы знаков. Так, знак 1793 года (похожий то ли на дубину, то ли на топорище) практически повторяет знак 1782 года. С учетом того, что в предыдущий нечетный год (1791) в качестве знака использовался багор, а в 1795 году — якорь, можно даже предположить, что на знаке изображено весло.
Якорь влево на известной пломбе 1795 года упрощенно повторяет 1778 год, кольцо используется в качестве знаков в 1794 и 1797 годах, а в 1796 году в качестве знака выступает ключ влево, в то время как несколько усложненная версия ключа, повернутого вправо, использовалась в 1787 году. Непонятный предмет на знаке 1798 года очень напоминает изображение 1777 года. Ближе к концу XVIII века какие-либо закономерности или определенная тематика в годовых знаках уже не просматриваются.
Некоторые знаки сейчас трудно однозначно определить, особенно учитывая малочисленность находок пломб рассматриваемого периода. Например, знак 1786 года можно было бы принять за простой камень, но он имеет «хвостик» наверху, а в правой части - две треугольных выемки. Пломбы 1783 и 1789 годов известны автору в единственных экземплярах, находятся в плохом состоянии и имеют утраты, поэтому точно определить форму знака на них невозможно. Нужно также добавить, что из-за особенностей компоновки легенды на пломбах знаки либо изометрические, либо вытянуты по горизонтали, из-за чего некоторые из них (елку, якорь, замок) приходилось при размещении на пломбе поворачивать в ту или иную сторону.
В 1800 году отмечаются две пломбы одной и той же таможни — Радзивилловской — с разными знаками. В одном случае это тесак влево, в другом — снежинка. Возможно, это связано с переходом в 1800 году всех таможенных учреждений России под начало министра коммерции. К сожалению, других таможенных пломб этого года в распоряжении автора пока нет.
Нестандартный знак также отмечается на пломбе 1790-х годов, принадлежащей Троицкой Коммерческой Экспедиции (Фото 3), через которую проходили товары из Китая (точный год по пломбе определить невозможно, так как последняя цифра выходит за поле пломбы, но, скорее всего, это 1796 или 1798 год). В то время как на аналогичной пломбе 1792 года изображен тот же знак, что и на остальных (циркуль или ножницы), на этой пломбе помещено нечто похожее на руку, повернутую влево. Правда, сама пломба в плохом состоянии, поэтому есть небольшая вероятность, что это ключ 1796 года, только изображенный небрежно и пострадавший от коррозии. Оба этих нестандартных случая, возможно, удастся точнее объяснить после новых находок пломб за указанные годы.
Знаки под годом сохранились и в начале XIX века: в 1801 году это рог изобилия, в 1802 — елка вправо, в 1803 — глаз, в 1804 — колокольчик. На одной из известных пломб 1801 года под знаком присутствуют две буквы: слева «О» с перекладиной наверху, а справа «Т». Скорее всего, так маркировались пломбы для отпускного товара в противоположность привозному. На пломбах 1780-х годов из-за другой компоновки эти буквы располагались по обе стороны от государственного герба (см. 1785 – 1786 гг.).
С 1805 года графический знак под годом сменяется буквой. Первой буквой, естественно, была «А», последняя же известная буква — «К» в 1814 году. Автору пока неизвестны пломбы периода 1811 — 1813 годов. Но судя по тому, что буквенная линия с 1805 по 1814 год не прерывается, на них в качестве годового знака будут присутствовать буквы «Ж», «З», «И». Недавно пломбы 1807 — 1811 годов были найдены археологами на Софийской набережной в Москве, так что будем надеяться на новые публикации изображений этих пломб (кроме уже опубликованных пломб 1810 года с буквой «Е» посередине), которые смогут подтвердить нашу гипотезу. Стоит заметить, что пломб за 1812 — 1813 годы вообще не может быть много, поскольку таможни на западной границе не могли функционировать во время войны.
Интересно, что за время бытования годовых графических знаков и букв таможенная служба пережила несколько реорганизаций. Ни введение, ни упразднение этой системы, наоборот, не связаны ни с какими структурными преобразованиями в системе органов управления таможней за одним возможным исключением в 1800 году, которое еще предстоит подтвердить при новых находках. Единственное значимое изменение в таможенной политике за 1774 — 1775 годы — это введение 4 августа нового таможенного тарифа для портов Черного моря, но таможни там только начинали организовываться, и все известные автору за этот год таможенные пломбы относятся к Санкт-Петербургу или западной сухопутной границе Российской Империи.
Известно, что штемпели для таможен делались в то время в Коммерц-Коллегии, что упоминается, например, в Сенатском указе от 12 марта 1768 года об отправлении курьеров с штемпелями в таможни, а также в Инструкции из Коммерц-Коллегии пограничным таможням и заставам от 31 декабря 1798 года. Видимо, так было до учреждения в 1811 году Министерства финансов, в чье ведение и перешли таможни. С этого времени снабжение таможен и застав штемпелями возлагалось на департамент внешней торговли Минфина. Но и после этого система знаков на пломбах сохранялась еще три года — видимо, после тяжелой войны были более важные дела.
В 1815 — 1816 годах в таможнях начинает использоваться новый тип пломб (Фото 4), год на них располагается не в одну линию, а крестообразно вокруг мелкого центрального значка, при этом цифры расположены по часовой стрелке низом к центру (то, что это именно 1815 и 1816 год, а не, к примеру, 1825 и 1819, подтверждается расположением цифр года на более поздних пломбах 1817 и начала 1820-х гг.). В период 20-х — 30-х годов XIX века знак в центре таможенных пломб уже не так сильно отличается год от года, а в 1821 году он вообще отсутствует из-за того, что год располагается в одну линию в центре пломбы. Позднее, в середине — конце XIX века, на таможенных пломбах, которые к тому времени уменьшились в размерах в полтора-два раза, центральные знаки становятся более разнообразными в пределах одного года. Но иногда, хотя и очень редко, на них встречаются и знаки, использовавшиеся в рассматриваемый период. Например, на всех известных автору таможенных пломбах портовых таможен 1839 года в центре изображен якорь. В 1872 году отмечается пломба Санкт-Петербургской сухопутной таможни с изображением кадуцея в центре (правда, из-за малых размеров знака шапка Гермеса на нем уже не поместилась), аналогичный знак используется и на пломбе Московской таможни 1881 года (Фото 5). А еще якорь часто изображался на пломбах суконных фабрик конца XIX — начала XX века, иногда как раз в сочетании с кадуцеем — например, на пломбах подмосковной фабрики Анисима Тюляева с сыновьями (Фото 6). Также якорь и кадуцей в начале XX века размещались на пуговицах чиновников Министерства торговли и промышленности. Но это уже другая тема.
Ниже приводится список годовых знаков, отмечаемых на таможенных пломбах за период 1775 — 1814 гг. Из различных вариантов знаков одного и того же года выбраны наиболее характерные разновидности и наиболее сохранившиеся экземпляры, а также приведены примеры пломб, выбранные по соображениям наилучшей сохранности пломбы в целом. Под годом указано количество различных таможен, по которым за этот год автору известны пломбы. Под описанием также приводится год, когда использовался аналогичный (=) или повернутый в другую сторону (+/-) знак.
Алексей Джус
Альманах ДЕНЬГА №3 (20) / 2017
Похожие статьи:
История российской таможни в пломбах. Часть третья. Конец XIX – начало ХХ в. (1860–1920-е годы)
История российской таможни в пломбах. Часть вторая.Начало – середина XIX в. (1814 – 1860 годы)
Годовые знаки на таможенных пломбах Российской Империи конца XVIII — начала XIX веков